Главная

Советское кино. С13

Создание фильма

Создание клипа

Теория - съемка/монтаж

Классика кино

Статьи о старом кино и их создателях

Учеба от Автора

 

ФАН-ТРЕЙЛЕР

Фильмы 60

Зигзаг удачи 1968
9 дней одного года 1962
Старая, старая сказка 1968
Еще раз про любовь
Каин XVIII 1963
Вечера на хуторе близ Диканьки 1961
Женитьба Бальзаминова 1964
Республика ШКИД 1966
Мне двадцать лет 1963
Я шагаю по Москве 1963
"Тридцать три" 1965
"Зайчик" 1964
За двумя зайцами 1961
Июльский дождь 1966
2 билета на дневной сеанс
Мой младший брат 1962
Коллеги 1962
Три плюс два 1962
Доживем до понедельника
Короткие встречи 1967
Пропало лето 1963
Королева бензоколонки
Их знали только в лицо
Гиперболоид инженера Гарина
Хозяин тайги 1968
Золотой теленок 1968
Новые приключения неуловимых
Свадьба в Малиновке
Неуловимые мстители
Ошибка резидента
Полосатый рейс
Деловые люди
Добро пожаловать или...
Служили два товарища
Мертвый сезон
Берегись автомобиля
На войне, как на войне
Деревенский детектив
Бегущая по волнам
Рокировка в длинную сторону
Первый троллейбус 1963
Дайте жалобную книгу 1964
Гори гори моя звезда 1969

Другие фильмы
Брат 1997

 

Социальные сети
фейсбук
google
Поделиться

Советское кино. Проект "Submarine C13"
Шестидесятые

ФАН-ТРЕЙЛЕР

"Берегись автомобиля"

проект "Submarine C13 ". 2017 год

"Берегись автомобиля"

В ролях

Киностудия «Мосфильм». Творческое объединение «Луч»
Длительность 90 мин. Страна СССР Год 1966

Съемочная группа

Авторы сценария — Эмиль Брагинский, Эльдар Рязанов
Режиссёр-постановщик — Эльдар Рязанов
Операторы — Анатолий Мукасей, Владимир Нахабцев
Художники — Борис Немечек, Лев Семёнов
Режиссёр — Алексей Коренев
Композитор — Андрей Петров
Звукооператор — Валерий Попов
Дирижёр — Юрий Силантьев
Художник по костюмам — Шелли Быховская

Иннокентий Смоктуновский - Юрий Иванович Деточкин страховой агент
Олег Ефремов - Максим Петрович Подберёзовиков следователь
Любовь Добржанская - мама Деточкина
Ольга Аросева Люба - невеста Деточкина
Андрей Миронов - Дима Семицветов
Татьяна Гаврилова Инна - жена Семицветова
Анатолий Папанов - Семён Васильевич Сокол-Кружкин тесть Семицветова, подполковник в отставке
Георгий Жжёнов - автоинспектор
Евгений Евстигнеев - Евгений Александрович режиссёр народного театра
Сергей Кулагин - Филипп Картузов директор пивной
Виктория Радунская - Таня криминалист
Готлиб Ронинсон Яков - Михайлович начальник Деточкина
Борис Рунге - человек с чемоданами
Яков Ленц - продавец в табачном киоске
Вячеслав Невинный - сосед-автослесарь
Донатас Банионис - пастор, покупатель «Волги»
Галина Волчек - покупательница магнитофона
Любовь Соколова - народный судья
Антонина Максимова актриса любительского театра
Юрий Яковлев голос за кадром

......................................................................................................................................................................

Антон Долин
Почему этот фильм для многих лучший? Есть простейшие ответы. Например, это первая совместная картина Эльдара Рязанова с Эмилем Брагинским, своего рода манифест и квинтэссенция потрясающего тандема. Хотя были у Рязанова шедевры и до этого («Карнавальная ночь», «Гусарская баллада»), и после («О бедном гусаре замолчите слово», «Жестокий романс»), и крылатых фраз там хватало. А еще «Берегись автомобиля» — картина с потрясающим даже по рязановским меркам актерским составом: Смоктуновский и Ефремов, Миронов с Папановым, упоительные эпизоды Баниониса, Волчек, Невинного. Удивительно удачно выбран и спародирован жанр нуара — только советского: тон задан прологом. Даже музыка Андрея Петрова, который, кажется, плохую писать не умел, здесь какая-то особенно удачная — при звуке фамилии Рязанов сразу в голове заиграет этот трогательный вальсок.

Однако «Берегись автомобиля» шедевр не поэтому: причина — Юрий Деточкин. Пожалуй, единственный персонаж советского кино, способный стать в один ряд с главными типажами русской (Печорин, Обломов, Раскольников) и мировой культуры (Дон Жуан, Фауст, Швейк). Памятник ему поставили не случайно и не зря. Чудак-идеалист оброс литературными побратимами еще до написания сценария — в городском анекдоте о благородном похитителе нажитых неправедным трудом машин его называли советским Робин Гудом. Но в фильме он, конечно, больше похож на Рыцаря печального образа. Или пушкинского рыцаря бедного. Или Чацкого, Гамлета, Мышкина: идиотом в сердцах называет Деточкина его невеста Люба. Его дрожащий голос, некрасивая стрижка, порывистые движения, неловкая улыбка — сравнимая с улыбкой Кабирии в финале картины — складываются в образ, который невозможно забыть.

Он садится за решетку, но он и выходит: «Я вернулся». «Берегись автомобиля», кроме всего прочего, фильм о наступления эры милосердия. На смену лагерному беломору пришли сигареты «Друг», а следователь яростно не хочет сажать преступника: теперь ему больше хочется прощать. Но важно и то, что он, сыщик, больше не герой советского детектива. Герой — злоумышленник, да не чеховский, а настоящий, нарушивший Уголовный кодекс. Чтобы позволить такое своему Деточкину, Рязанов с Брагинским должны были сделать его святым — и вместе с тем живым. Конечно, актера более подходящего, чем Смоктуновский, чья юность прошла на войне, а молодость — на сцене в Норильске, среди других ссыльных и заключенных, было не подобрать. Внутренняя боль, негромкий надрыв и самоирония, исключившая начисто гамлетовски-козинцевский пафос (над которым Рязанов глумился беззлобно, но метко), — из этого слеплен «маленький человек» Деточкин, чья свобода — ясное дело, внутренняя — надолго стала народным слоганом фильма.  

«Один верит, что Бог есть, другой — что Бога нет. И то и другое недоказуемо», — резонно замечает в фильме священник-барыга. Кажется, Юрий Деточкин стал неожиданно веским доводом в пользу первой версии.  

Обсуждение и критика.

Сценарий этого, быть может, лучшего фильма Эльдара Рязанова писался с расчетом на Юрия Никулина. Именно он, по замыслу сценаристов, и должен был сыграть современного Робин Гуда - Юрия Деточкина, переводившего деньги, вырученные за украденные им у "рвачей-богачей" автомобили, в детские дома. Вероятно, согласись Никулин сыграть эту роль, картина "Берегись автомобиля!" была бы иной - более веселой и эксцентричной. Но Юрий Никулин уехал на длительные зарубежные гастроли, и роль Деточкина исполнил Иннокентий Смоктуновский.

Актерская индивидуальность Смоктуновского повернула характер его персонажа в сторону легкого безумия и неподдельной грусти. Здесь как нельзя лучше пришлась ко двору великолепная музыка Андрея Петрова. Его минорный вальс словно передавал суть характера Юрия Деточкина, его беззащитную наивность, трогательную правдивость и мягкость манер...

Заставив Деточкина играть Гамлета в спектакле самодеятельного театра, замахнувшегося "на Вильяма нашего, на Шекспира", авторы, конечно, рассчитывали на неизбежную цепь ассоциаций. Ведь именно Смоктуновский всего двумя годами раньше сыграл принца Датского в экранизации Григория Козинцева, триумфально обошедшей многие фестивали мира. Фильм Рязанова, наверное, нельзя назвать ни комедий, ни пародией, ни тем паче детективом в чистом виде, хотя элементы каждого из этих жанров, бесспорно, впитаны экранной историей.

На мой взгляд, "Берегись автомобиля!" образец удачного жанрового синтеза, где все кинематографические "одежды" сшиты точно по "росту и фигуре" авторского замысла. И хотя Смоктуновский, вне всякого сомнения, солирует в картине, остальные роли также запоминаются надолго, пусть даже по одной-двум репликам. Так что вполне закономерно, что фильм стал признанной классикой отечественного развлекательного кино.
Александр Федоров

... Прочитал сценарий. Можно внести уточнения.
"Владельца" пивной зовут Филипп Картузов, а у начальника Деточкина фамилия - Квочкин.
Диме двадцать семь лет, он окончил Институт связи - поэтому любил работать с техникой. Его тесть - подполковник, Инна работает косметологом в Институте красоты, однокомнатную квартиру приобрели недавно.
Режиссер был такой злой на репетиции (угрожая "вывести с поля") поскольку: "Вчера «Спартак» не смог одолеть «Динамо», и поэтому режиссер находился в трансе."
Любопытный нюанс: "– Это нога у того, у кого надо нога! – раздраженно ответил Максим и невольно сам задумался. Потом отогнал мысль, недостойную дружбы..."
Ещё нюанс: "В связи с установкой гаража Подберезовиков отменил ночное наблюдение, о чем Деточкин выведал на одной из репетиций".
Прояснилось с крановщиком: "Юрий Иванович наплел крановщику с три короба: что, мол, кого-то надо встречать, что кто-то болен, что ключи у кого-то на даче... Самый вид Деточкина, все его слова были настолько искренними, что крановщик ни в чем не усомнился и взялся помочь."
Пастору машину продал на Рижском взморье: "Вот уже три дня он мотался по Риге и ее живописным окрестностям, но никто не хотел покупать машину без документов. Положение Деточкина было отчаянным, как вдруг подвернулся этот тип." 
В сценарии Деточкин перевел деньги в город Метельск: "А переводил он деньги в Метельск потому, что в военные годы, когда мама ушла в ополчение, Юра воспитывался именно в этом детском доме."
Люба собиралась в "ссылку" за Деточкиным: "– А если можно будет с тобой поехать, я поеду... И на Колыме люди живут, или где там еще?".
Пастор на суде:"– Мои деньги пропали, – вкрадчиво говорил умный пастор, – но они пошли на хорошее дело, угодное Богу, поскольку товарищ подсудимый отдал их детям."
 Во время следствия Деточкин подвергался судебно-медицинской экспертизе и был признан психически нормальным.
По поводу полученного срока в сценарии следующее: "Прошло время. Неизвестно сколько. Но, вероятно, немного... По улице шел Деточкин без охраны." И последнее:"Своего сына Деточкины назвали Максимом."

... Это один из трёх фильмов нашего кинематографа где поднимается проблема несоответствия справедливости и закона. Так же естественно "Место встречи...". И из последних - "Ворошиловский стрелок". Конечно и в других фильмах все эти проблемы затрагиваются, но что бы так ярко и талантливо, по моему только в этих трёх. Ещё конечно есть "Десять негритят", но там всё это как то не очень серьёзно.

... Первоначальное название фильма-"Угнали машину". Автор идеи Никулин. Он же должен был играть главную роль. В роли следователя-Яковлев. А знаменитую пивную снимали в Одессе.

... Монолог несчастного Димы с насосом ("ну почему, почему я, человек с высшим образованием, должен приспосабливаться, скрываться, почему я не могу жить открыто, как ВСЕ" - к слову, а какие это "все"? Тот же Топтунов - заместитель трикотажной фабрики с двухэтажным особняком?). Даааа...

"Мы будем, допустим-таки, беспощадно бороться с допустим нетрудовыми доходами". 

Так оно, в итоге и случилось. Отставнюк, который на рынке, видимо, не последняя фигура, ещё и образует этакий срез общественного мнения. те самый восемьдесят с хвостиком прОцентов, которые "из большинства" (Рязанов - "Гараж").
А Дима, что Дима? Ищет "хрюндики", отмывает их через комки - и государству прибыль (если продавать "хрюндики" из рук в руки, не будет комиссионного сбора - КСТАТИ!) - берёт у знакомых с 10-15-ти процентной надбавкой (скажем, привезли Грюндик из ФРГ - что-то, около 200 рублей. Дима выкупает за 250, может и дешевле - ставит в магазин за те же, примерно 250 плюс-минус 20, сообщает, кому надо, что "есть грюндик, завтра на прилавке будет с 10-00, дать нужно будет в кассу 200 и 50 ему". 

Не все же потащатся на Беговую, прибыв из командировки с грюндиками. А в комке надёжно.
СССР выпускал неплохие ЗИЛ-ы, УРАЛ-ы, Тополя и многотонные экскаваторы. Но вот с бытовой техникой получалось не очень. Получалось, но... Не очень. Летело всё - воспроизводящие и записывающие головки, горели обмотки, выходные транзисторы, рвались пассики, накрывались динамики. Покупка магнитофона (особенно с появлением 4-х дорожечной записи) становилась головной болью, как и телевизоров, кстати. Старые "Дайны", конечно, пахали долго, но там уже было не прокрутить четыре дороги, да и с дизайном было не ахти - помесь комбайна, швейной машинки и пулемёта.
В то время, как приобретение Грюндика или Соньки означало, что лет на 10 никаких заморочек (если, конечно, не выбивало блок питания от прыжков напряжения).

Дима делал деньги и шифровался. "Дача на моё имя, машина на имя жены" - квартира, ниже написали верно, скорее всего самой "кулубники". Как и гараж - скорее всего.

Непонятен Деточкин - что он вцепился в Семицветова? Да, он на него несколько косо посмотрел как всякая озабоченная и комплексующая "шляпа" смотрит на удачливого, богатого, молодого и красивого советского бизнесмена.

Деточкин, однако, не трус. Он качественный работник, он действительно талантлив во всём ("А вы не знаете, так молчите!"). На сцене, на работе - как легальной, так и нелегальной. Не очень удачлив в любви, но в определённой практичности ему не откажешь. Угонять автомобили (что само по себе непросто), гонять эти машины по стране, продавать их без документов - не всякий диванный интеллигентишка на такое был способен.

Деточкин борец (а не борцун) с несправедливостью, но Семицветов реально не при делах, и в картотеку его попал незаслуженно (поэтому-то Деточкин и попался, как и с машиной Тютькина, которую, пока Деточкин к ней присматривался, уже успели конфисковать, самого Тютькина отправили в Сибирь убирать снег, а машину передали заслуженному профессору Советского Союза")

Владимир З
| 2017|