Главная

Советское кино. С13

Создание фильма

Создание клипа

Теория - съемка/монтаж

Классика кино

Статьи о старом кино и их создателях

Учеба от Автора

 

ФАН-ТРЕЙЛЕР

Фильмы 60

Зигзаг удачи 1968
9 дней одного года 1962
Старая, старая сказка 1968
Еще раз про любовь
Каин XVIII 1963
Вечера на хуторе близ Диканьки 1961
Женитьба Бальзаминова 1964
Республика ШКИД 1966
Мне двадцать лет 1963
Я шагаю по Москве 1963
"Тридцать три" 1965
"Зайчик" 1964
За двумя зайцами 1961
Июльский дождь 1966
2 билета на дневной сеанс
Мой младший брат 1962
Коллеги 1962
Три плюс два 1962
Доживем до понедельника
Короткие встречи 1967
Пропало лето 1963
Королева бензоколонки
Их знали только в лицо
Гиперболоид инженера Гарина
Хозяин тайги 1968
Золотой теленок 1968
Новые приключения неуловимых
Свадьба в Малиновке
Неуловимые мстители
Ошибка резидента
Полосатый рейс
Деловые люди
Добро пожаловать или...
Служили два товарища
Мертвый сезон
Берегись автомобиля
На войне, как на войне
Деревенский детектив
Бегущая по волнам
Рокировка в длинную сторону
Первый троллейбус 1963
Дайте жалобную книгу 1964
Гори гори моя звезда 1969

Другие фильмы
Брат 1997

 

ы
Социальные сети
фейсбук
google
Поделиться

Советское кино. Проект "Submarine C13"
Шестидесятые

ФАН-РОЛИК

"Каин XVIII"

Ролик создан по мотивам фильма режиссера Надеждой Кошеверовой 1963 года создания.

Каин XVIII

В ролях

Автор сценария: Евгений Шварц, Николай Эрдман
Режиссёры-постановщики — Надежда Кошеверова, Михаил Шапиро
Главный оператор — Эдуард Розовский
Художники — Валерий Доррер, Абрам Векслер
Художник по костюмам — Марина Азизян
Композитор — Антонио Спадавеккиа
Звукооператор — Илья Волк
Текст песен — Александра Хазина
Режиссёр — Анна Тубеншляк
Художник-гримёр — Василий Ульянов
Балетмейстер — Игорь Бельский
Оператор — М. М. Аврутин
Редактор — Яков Рохлин
Монтаж — Изольда Головко

Эраст Гарин — король Каин XVIII
Лидия Сухаревская — королева Власта
Светлана Лощинина — принцесса Милада, дочь королевы Власты
Юрий Любимов — Первый Министр короля Каина XVIII
Бруно Фрейндлих — начальник Тайной Полиции короля Каина XVIII
Михаил Жаров — военный министр
Александр Демьяненко — Ян, бродячий певец
Станислав Хитров — Жан, бродячий певец
Александр Бениаминов — придворный учёный короля Каина XVIII
Рина Зелёная — иностранная гувернантка принцессы Милады
Михаил Глузский — начальник королевской охоты
Борис Чирков — туалетный работник
Георгий Вицин — палач

......................................................................................................................................................................

Помни, что король и во сне не дремлет

«Каин XVIII» стал десятым полнометражным фильмом Надежды Кошеверовой, фильмы-сказки которой в СССР были очень любимы и детьми, и взрослыми. И третьим, последним, снятым совместно с Михаилом Шапиро. Как и предыдущая их сказка, «Золушка», «Каин XVIII» был снят по пьесе Евгения Шварца «Голый король», запрещенной еще до войны. Шварц начал для Кошеверовой переделывать её в сценарий «Два друга», но умер, так и не закончив работу. Закончить сценарий предложили Николаю Эрдману, который основательно его отредактировал. В результате история о любви принцессы Милады и бродячего музыканта Яна ушла на второй план и оказалась вплетена в остросатирический антивоенный памфлет о страшном «атомном комаре» - символе ядерного оружия, выведенного профессором. Не зря, видимо, говорят, что бы ученые не изобретали, у них все равно в итоге получается бомба. В результате основная смысловая и драматическая нагрузка легла на линию Каина XVIII в исполнении Эраста Гарина и его придворных: военного министра (Михаил Жаров), начальника тайной полиции (Бруно Фрейндлих) и премьер-министра (Юрий Любимов).

Фильм поставлен в театрализованном стиле среди театральных же декораций, с элементами буффонады и скетча. Для пьес Шварца свойственен во многом афористичный язык персонажей, позволяющий разбирать произведение на цитаты. «Каин XVIII» в этом отношении из тех редких фильмов, диалоги и выражения из которого состоят из афоризмов в большой концентрации, и достойны того, чтобы разойтись в народе крылатыми фразами. Вот лишь некоторые из них:

- Голубь в нашем государстве нецензурная птица. Голубь такого наделал! Он наделал на статую короля! Теперь у нас запрещено говорить о голубях.
- Полиция и палачи должны приезжать как скорая помощь – только по вызову.
- Где моя Каинова печать? Я говорю о газетчиках.

Тоталитарное королевство диктатора переполнено агентами и агентессами тайной полиции, шпиками и шпикухами, которые слушают, подслушивают, доносят и выслеживают. Тут не только у стен есть уши, они есть везде и у всего. Стоит сказать неосторожное слово, как тут же тебя берут под локоток и делают предложение, от которого невозможно отказаться – «Пройдемте!». Каждого входящего в королевство автоматически фотографируют фас и профиль, на добрую память начальнику тайной полиции. Все и всё под контролем.

Цветовая гамма дворца Каина XVIII в черной, белой, серой, фиолетовой и красной палитре. Выглядит очень строго и мрачно. Эти же цвета преобладают и в одежде придворных, даже парики на балу у дам красные и сиреневые. Сами танцы странные, представляют из себя смесь менуэта с рок-н-роллом и еще чем-то уродливым, исполняются под какофоническую музыку, написанную к фильму композитором Антонио Спадавеккиа. Тлетворное влияние всяких там заграничных буги – вуги налицо, в отличии от простых и веселых песенок друзей – музыкантов. Как и задорная песня о любимой работе палача–передвижника в исполнении Георгия Вицина, которая продолжается своей веселой мелодией в сцене выхода священника и служек, ведущих принцессу на эшафот.

Удивительно, насколько современной и даже провидческой временами оказалась политическая сатира, написанная на реалии международной обстановки начала шестидесятых годов. Даже не говоря о той сцене, когда Каин XVIII, со словами: «За такое решение я бы сделал Вас министром обороны, если бы Вы им уже не были, к сожалению» - смачно целует министра в губы. Но политические параллели, сделанные авторами сценария тогда, протянулись в наше время, сделав фильм абсолютно созвучным ему. В политике и в людях с годами и веками действительно мало что меняется. И то, что теперь Каин может убить брата своего, Авеля, на расстоянии, стерев и Авеля, и замок его с лица земли, разве что-то меняет по сути своей?

Образ Каина XVIII писался с явным намеком на Гитлера, с его стремлением к здоровому образу жизни, ежедневной гимнастикой, отказом от курения. И при этом с легкостью планирующим убить миллионы человек, да и чего их жалеть, они же все иностранцы! А женщины с младенцами – это вообще военный объект, потому что они растят будущих вражеских солдат. Когда король произносит истеричную речь, стилизованную под немецкий язык, молодой, стройный и вполне адекватный лакей у двери вдруг сгибается, как питекантроп, и с перекошенным от злобы и ненависти лицом бежит записываться в добровольцы. Речь фюрера вдохновляет.

Теперь аллюзии соотносятся уже с другими правителями, как будто написаны о сегодняшнем дне. Например, мудрый обычай дарить будущему союзнику пушку для защиты от врагов, и не важно, что врагов нет. Будет пушка – появятся и враги. А вместе с пушкой отправлять роту солдат, уже для охраны пушки. Ничего не напоминает? Или план атомным взрывом уничтожить множество врагов, а тех, кто выживет и оцепенеет от страха, можно будет брать голыми руками. За горло. И держать так, пока они не поймут, что находятся в надёжных руках. А когда они это поймут, внедрить в них свою культуру и каинский образ жизни, как единственно правильный. Земля превратится в Рай, и в этом Раю будут богаты все, кроме бедных, и будет один Бог – Каин. Ну и еще Всевышний, с которым Каин будет править сообща. Он так и обращается к нему:

- Коллега, благослови меня на комариный подвиг!

Помню, рассказывал тут недавно один (да уже и не один) про исключительную нацию.

Когда смотришь фильм, иногда недоумеваешь, как такую острую сатиру пропустили в прокат. Во время съемок у авторов тоже возникали подобные опасения, потому сценарий правили не раз. Но беда пришла откуда не ждали. В фильме есть эпизод, когда Ян (А. Демьяненко) переодевается в проститутку, чтобы сдать друга Жана в полицию и получить обещанный за преступника выкуп. Присутствовавший на премьере Хрущев вполне спокойно смотрел, как обличают капиталистов и западную военщину, но в эпизоде с переодеванием он углядел, не поверите, пропаганду гомосексуализма, и устроил грандиозный разнос всем.

Картина получила ограниченный прокат, а съемочную группу уволили с Ленфильма. Но даже с таким прокатом «Каин XVIII» вошел в число самых кассовых фильмов СССР. Но потом уехал в Америку Александр Бениаминов, сыгравший ученого, создавшего убийственного комара. И фильм, как часто бывало в подобных случаях, положили на полку. Именно поэтому такая замечательная сказка для взрослых какое-то время была незаслуженно обойдена вниманием зрителей.
irina15

... В картине узнаются черты и другой до боли знакомой тоталитарной системы. Не удивительно, что в те годы картина практически не шла на экранах..." Уж не знаю, много ли можно найти схожего в фильме с советскими временами. По-моему, так нет, не много (говорю не "от фонаря", к счастью успел пожить и при СССР), а вот с нынешними временами очень даже схоже.... чего только стОит фраза Каина XVIII (Э. Гарина), когда он разъяснял профессору свои мысли по поводу изобретения профессора: "Поймите профессор, как только они взорвутся, оставшиеся невзорвавшиеся оцепенеют от страха, как только они оцепенеют, их можно брать голыми руками, вот так - за горло, и я буду вот так их держать, пока они не поймут, что находятся в надёжных руках. Как только они это поймут, мы внедрим в них нашу культуру и наш каинский образ жизни. Все люди станут богатыми... кроме бедных! Земля превратится в рай!..."
А уж диалог короля с премьером - так это вообще как нельзя лучше можно соотнести именно с нашим временем: 
Король: "... мне доложили: вчера в моей столице какие-то странствующие музыканты пели возмутительную песню. Почему вы не доглядели? 
Премьер: "Песнями ведает полиция, Ваше Величество, а не я."
Король: "Ведает-то полиция, а поют-то про вас."
Премьер: "Про меня?"
Король: "Про вас! Сейчас, я припомню: 
Кто награбил много денег,
Тот в стране играет роль.
Почему премьер мошенник?
Потому что глуп король!"
Премьер: "Это неправда, Ваше Величество!"
Король: "Конечно неправда! Раз мошенник, значит уже не глуп!"

По ходу фильма ещё много таких моментов, которые ну никак не ассоциируются с советскими временами, а всё больше напоминают наше настоящее.
Ну да ладно... сколько людей, столько и мнений. Причём именно при СССР я видел этот фильм несколько раз по телевизору, а вот сейчас-то его как раз и не показывают, во всяком случае по центральным каналам.
А игра актёров действительно великолепная! Выше всех похвал! Фильм - ШЕДЕВР!

Владимир З
| 2019 |