Главная

Советское кино. С13

Создание фильма

Создание клипа

Теория - съемка/монтаж

Классика кино

Статьи о старом кино и их создателях

Учеба от Автора

 

ФАН-ТРЕЙЛЕР

Другие фильмы
Брат 1997

 

Социальные сети
фейсбук
google
Поделиться

Советское кино. Проект "Submarine C13"
Шестидесятые

ФАН-РОЛИК

"Короткие встречи"

Фильм режиссера Киры Муратовой 1967 год создания

"Короткие встречи"

В ролях

Авторы сценария: Кира Муратова и Леонид Жуховицкий
Режиссёр: Кира Муратова
Оператор: Геннадий Карюк
Художники: Александра Конардова и Олег Передерий
Композитор и дирижёр: Олег Каравайчук
Звукорежиссёр: Игорь Скиндер
Монтажёр: О. Харакова
Художник по костюмам: Л. Толстых
Гримеры: Людмила Брашеван, Зоя Губина
Директор фильма: А. Сердюков
Ассистент режиссёра: Геннадий Тарасуль
Второй режиссёр: Александр Боголюбов
Дизайнер интерьеров: Марк Толмачёв
Звуковой редактор: Евгения Рудых

Нина Русланова - Надя
Владимир Высоцкий - Максим
Кира Муратова - Валентина Ивановна
Лидия Базильская - Любка
Ольга Викландт - парикмахерша
Алексей Глазырин - Семён Семёнович геолог
Валерий Исаков - Стёпа-буфетчик
Светлана Немоляева - Лёля маникюрша
Людмила Иванова Лидия - Сергеевна соседка-гадалка

......................................................................................................................................................................

Владимир Высоцский в фильме "Короткие встречи"

Когда в августе 1966 года Высоцкий прибыл на Одесскую киностудию для съёмок в "Вертикали", ему предложили сняться ещё в одном фильме. Об этом он написал в письме жене Людмиле: "А на следующий день (это ещё пока в Одессе) дали мне почитать ещё один сценарий, режиссёр женщина. Кира Муратова, хороший режиссёр, хороший сценарий, хорошая роль, главная и опять в бороде (фотография оттуда), сделали кинопробу, дали за неё денег. Посмотрели: хорошо я сыграл, хорошо выглядел, хорошо говорили (ударение следует делать на слове хорошо). Но это вряд ли выйдет по срокам, а жаль. Можно было отказаться от альпиниста, но жалко песен и места съёмок. Здесь, лапа, прекрасно…"

И альпиниста сыграл, и в фильме понравившегося режиссёра в хорошей роли. Это была роль геолога Максима в фильме Киры Муратовой "Короткие встречи". В основу сюжета были положены рассказы двух Леонидов — Жуховицкого и Фомина — о сложных социальных и межличностных проблемах: нехватка жилья, сдача домов в непригодном для вселения виде, безнадёжное согласие людей пусть хоть на такие квартиры… Эта картина о семье, о любви, о работе. Работа постоянно разлучает Валентину Ивановну и Максима. Милая, умная, любящая Валентина — работник райсовета, Максим — геолог, который не может и не хочет осесть в городе. Отсюда — короткие встречи, разлад, необжитая квартира… Есть в картине и любовный треугольник — в отсутствие Максима в доме Валентины Ивановны появляется деревенская девушка Надя…

Утверждение Высоцкого на главную роль было, в общем-то, случайным. Три основных исполнителя уже были найдены режиссёром. Роль Валентины Ивановны поручена актрисе московского "Ленкома" А.Дмитриевой. На роль Максима был утверждён С.Любшин. В роли Нади дебютирует студентка Щукинского театрального училища Н.Русланова. Но, как часто бывает, случилось непредвиденное: уже в конце подготовительного периода Дмитриева заболела, а Любшин стал сниматься в сериале "Щит и меч" и уехал в Германию. И тогда второй режиссёр А.Боголюбов предложил Муратовой: "Ты хорошо показываешь, и вместо Дмитриевой снимайся сама. А вместо Любшина возьми Высоцкого. Пусть он менее тонкий актёр, но зато гораздо больше похож на настоящего геолога…"

Высоцкий же потом нашел и своё внутреннее сходство с киногероем: "Меня пригласили сниматься в фильме "Короткие встречи", играть геолога. Это, пожалуй, самая серьёзная моя работа в кино. В ней то, что я люблю в этой жизни. Люблю этого героя, который с прекрасного, обеспеченного места в управлении ушел заниматься тем, чем ему положено. Он геолог и пошел в поисковую партию. Я с ним солидарен. Он тоже по полгода не бывает дома, этот парень. У него дома неприятности, жена. Ну, в общем, они поссорились. А он встречает девушку где-то там, во время своих геологических исканий, и вот такая вот сложная ситуация…

В чём-то мне это напоминает нашу актёрскую судьбу. Ну не потому, что у нас где-то девушка там, в наших скитаниях, а просто по настроению… Я её с удовольствием играл, и ещё писал туда свои песни… К сожалению, картина не очень хорошо пошла по экрану… Киру Муратову я очень уважаю и люблю. Она прекрасный режиссёр, очень талантливый человек. Я очень хорошо к ней отношусь, и с удовольствием бы ещё снимался, потому что я считаю, что это одна из моих лучших работ".

Внешне его Максим — с гитарой, с романтической бородкой, с самодеятельными песнями — словно перешел в этот фильм из "Вертикали". Даже строчка из финальной песни того фильма — "В суету городов и в потоки машин возвращаемся мы — просто некуда деться…" — сюжетно ложилась в "Короткие встречи". Но абсолютно иная эстетика фильма родила иной психологический тип. Он выглядел на экране то обаятельным лёгким весельчаком и романтиком, то много знающим, усталым реалистом.

Съёмки начались 14 сентября в селе Красные Окна под Одессой. Режим работы Высоцкого в то время был очень напряжённым — пришлось разрываться на три фронта: играть в театре, сниматься в "Вертикали" и вот теперь — в "Коротких встречах". "Володя удивительно чувствовал свет, камеру, ракурс — всё чувствовал, всё знал, — вспоминал оператор фильма Г.Карюк. — Он был очень занят. Приезжал к нам на день — два. После спектакля, перелёта самолётом, съёмок в горах у Говорухина он появлялся у нас усталый, но в кадре преображался: был до предела собран и раскован".

Фильм получил третью прокатную категорию, а Муратова поставила себя в положение подозреваемого во "внутренней эмиграции" режиссёра. Картина была фактически исключена из прокатного процесса; её показывали в клубах, небольших залах для любителей кино. Чем же не угодил этот фильм кинематографическому начальству в 67-м году? Почему до 87-го был положен на полку?

Не устраивала их Муратова, показывающая на экране жизнь такую, как она есть, а не "какую нужно". Не устраивал герой Высоцкого, поднявший бунт против жизненной рутины, где всё определяется отношением начальника и подчинённого. Герои фильма показаны не как положительные и отрицательные персонажи, а как живые люди со своими особенностями, которых нужно не судить, а понять. Автор показала, что вся жизнь состоит из противоречий и что нелепо делать вид, будто этих противоречий нет в нашей повседневности.

Через двадцать лет киноведы скажут, что этот фильм оказался предтечей работ таких выдающихся советских режиссёров, как Э.Климов, А.Герман, О.Иоселиани, А.Сокуров… и напишут, что "сегодня в герое Владимира Высоцкого мы безошибочно узнаём не романтического бродягу, а героя поколения — бескомпромиссного, презирающего болтовню и казенщину и превыше всего ценящего дружбу, искренность и свободу". А тогда, в 1966-м, Муратовой предрекали профессиональную непригодность.

Интересные штрихи к образу Высоцкого как человека и как творца отмечает в своих воспоминаниях режиссёр Александр Муратов: "Я уже в то время работал в Киеве, но два раза в неделю приезжал в Одессу помогать Кире, так как, находясь в кадре, она не могла видеть себя со стороны. В тех эпизодах, где она снимались с Высоцким, мне приходилось репетировать и с ним.

Владимир был очень приятным человеком. Этот эффект усиливался ещё тем, что первое впечатление о нём часто бывало обманчивым: наглый жлоб! Но минут через двадцать отношение становилось диаметрально противоположным. У него была огромная доброжелательность к людям. Если при нём кто-то кого-то хулил, он спрашивал: "А ты хорошо его знаешь?" — "Да нет, но мне кажется…" — "Тогда заткнись!" Он прежде всего думал о человеке хорошо, а уж потом, если были веские причины, разочаровывался. Но всё равно очень редко о ком-то говорил плохо. А недруга он просто вычёркивал из памяти.

Работать с ним было как-то неестественно легко. Он всё схватывал с полуслова. Это если был согласен. А если не был согласен, то тут же предлагал свой вариант. Когда ему возражали, говорил: "Ну, ты же сначала посмотри!" И часто режиссёр, посмотрев, тут же соглашался. Он не играл бытовые взаимоотношения, ему не нужны были всякие там актёрские приспособления: "крючочки", "зацепки", "слушание партнёра" и т.д. Он, если так можно выразиться, играл "атмосферу взаимоотношений", вернее, не играл, а создавал. И был по большому счёту прав, ибо в реальной жизни мы слушаем друг друга, "цепляемся" друг за друга гораздо меньше, чем на экране. Он плевал на всё это и оставался самим собой. А поскольку Владимир Семёнович был Личностью, его было интересно рассматривать: выразительно раскован, часто непредсказуем, каждый дубль — новый вариант. Начинал в кадре петь и вдруг обрывал песню, переходил на что-то другое. Они с Кирой были прекрасной актёрской парой: играли в одном и том же натурально-ярком ключе, много импровизировали.

Мне посчастливилось несколько раз жить в одном номере с ним. Честно говоря, мы практически не разговаривали с ним о фильме, мы читали друг другу стихи. В его стихах меня несколько шокировали "выпадания" из размера, частенько встречавшиеся интонационные "втискивания". Тогда он брал гитару и всё это пел. Спрашивал: "Ну?" Я совершенно искренне отвечал: "Здорово!" Он смеялся: "Тут есть секрет, а какой — я сам не понимаю!" И действительно, был какой-то секрет. То, что казалось весьма совершенным в его песенном исполнении, многое теряло при чтении вслух и ещё больше теряло, когда ты сам читал эти стихи глазами. И всё же это были не вполне песни, а именно стихи. А к своим мелодиям Володя в то время относился странно: они были близки его сердцу, но он их, пожалуй, стеснялся, и, работая над фильмом, никогда активно не настаивал, чтобы звучали именно они, чтобы не привлекались профессиональные композиторы…

При мне он никогда не сочинял, не работал. А если я заставал его за этим занятием, то всё равно понять ничего не мог: он что-то записывал, очень тихо себе "подвывал" и изредка проводил пальцем по струнам гитары. Либо я тут же уходил, чтобы ему не мешать, либо он прекращал работу".

По утверждению К.Муратовой, именно во время этих съёмок у Высоцкого произошла мутация голоса — он научился "хрипеть": "До 1967 года пел обычным своим голосом, а форсировать его начал, лишь побывав геологом в "Коротких встречах". Пришло соответствие тембра голоса и содержания песен, поэт и певец органично слились в одно целое.

После выхода фильма "Короткие встречи" Бюро пропаганды советского киноискусства выпустило первую фотооткрытку актёра кино Владимира Высоцкого с перечислением восьми фильмов, в которых он снялся.

В Одессе во время съёмок фильма "Короткие встречи" Высоцкий знакомится с режиссёром Михаилом Швейцером.

Вспоминает жена Швейцера — Софья Милькина:

"Знакомство произошло на квартире у нашего общего друга Петра Тодоровского — это режиссёр, сам совершенно одарённый человек и просто фантастический гитарист. Володя пел в тот день много, с какой-то огромной радостью. Петя ему подыгрывал… После встречи осталось впечатление о симпатичном человеке, с которым очень хорошо просто находиться на одной территории. К этому прибавилось ощущение, что это сказочно одарённый сочинитель и исполнитель".

М.Швейцер в то время готовился к съёмкам "Золотого телёнка": "Я прикидывал актёров на Бендера. Сначала их было много, слишком много. Потом осталось трое: Владимир Высоцкий, Михаил Водяной, Сергей Юрский. Потом остался один: Сергей Юрский. Для Остапа Бендера Высоцкий слишком драматичен. Не только как актёр драматичен, как человек — драматичен".

Виктор БАКИН, Даугавпилс (Латвия)

Владимир З
| 2017|