Главная

Советское кино. С13

Создание фильма

Создание клипа

Теория - съемка/монтаж

Классика кино

Статьи о старом кино и их создателях

Учеба от Автора

 

Социальные сети
фейсбук
google
Поделиться

Советское кино. Проект "Submarine C13"

ФАН-ТРЕЙЛЕР

"Ошибка резидента"

"Ошибка резидента" 1968

Съемочная группа

Авторы сценария:
Олег Шмелёв, Владимир Востоков

Постановка — Вениамина Дормана
Главный оператор — Михаил Гойхберг
Режиссёр — Клеопатра Альперова

Художник-постановщик — Людмила Безсмертнова

Звукооператор — Юрий Закржевский
Композитор — Микаэл Таривердиев (в титрах не указан)

Текст песен — Евгения Аграновича, Михаила Ножкина

Актёры

Георгий Жжёнов — Михаил Александрович Тульев, резидент западной разведки
Михаил Ножкин — Павел Синицын, сотрудник КГБ
Олег Жаков — Ян Евгеньевич Дембович
Ефим Копелян — Андрей Михайлович Сергеев, генерал КГБ
Элла Шашкова — Мария Николаевна, диспетчер таксопарка
Ирина Мирошниченко — Рита, лейтенант КГБ
Вадим Захарченко — Лазарев, он же военный преступник Леонид Круг
Николай Граббе — Виктор Круг, брат Леонида, сотрудник западного разведцентра
Эрвин Кнаусмюллер — Себастьян, сотрудник западного разведцентра
Николай Бриллинг — Александер, сотрудник западного разведцентра
Александр Гречаный — Василий Терентьев, бывший пособник оккупантов
Владимир Гуляев — сотрудник КГБ
Марина Гуткович — горничная Эльза в здании разведцентра
Эрнст Зорин — Алик Ступин
Ростислав Плятт — Николай Николаевич Казин, валютчик, агент западной разведки
Георгий Тусузов — старичок на бегах
Геннадий Юхтин — участковый уполномоченный лейтенант Егоров

......................................................................................................................................................................

Отзывы (с около киношного форума)

... Неужели наш кинематограф никогда не достигнет подобных высот?
Фильм снят в 1968 году, а политизирован по-минимуму.
К правдоподобности сюжета придираться не стоит - пошло бы ЦРУ на вербовку уголовника, находящегося в розыске, или нет и т.д. Это художественный фильм, и оценивать его следует, как художественное произведение.
Безусловно, он заслуживает высшего балла. Отличный сценарий, динамичное развитие событий, мастерская работа оператора, безукоризненная игра актеров. 
Великолепен Жженов. Белозубо смеется, а не отпускающее внутреннее напряжение чувствуется постоянно. Рязанская внешность, а многие манеры (когда не играет советского человека) импортные.
Отлично играет Жаков, каждый жест, каждый взгляд обдуманы и мотивированы. 
Не превзойден Ножкин. Его герой в маске бесшабашного, юморного русского парня, уголовника с интеллектом. А под маской - собранный, смелый профессионал. Почему в современном кино нет таких героев? Ответ я знаю - мастерства не хватает у современных "звезд". 
Вообще, в фильме даже небольшие роли и эпизоды - отточены.
Обратите внимание, в картине нет пошлости, матерной брани, эротики, крови, чернухи, а как смотрится... Даже в черно-белом качестве.
А как Ножкин исполняет знаменитую песню "Я весеннем лесу пил березовый сок"!
Низкий поклон всем живым и почившим создателям "Ошибки резидента"!....

...Отрывок из интервью Е.Аграновича, посвященные истории создания песни "Я в весеннем лесу...":
" – Эту песню я написал в 1954 году для кинофильма "Ночной патруль". По сути – по заказу, хотя идея эта жила во мне еще с войны. Я служил в войсках Рокоссовского, судьба сталкивала меня с его адъютантами, и они рассказывали, что Рокоссовский в ноги Сталину падал, прося разрешить ставить "перемещенных лиц" в строй, чтобы и у них был шанс искупить в боях свою вину. Мне хотелось написать песню этих "перемещенных лиц"… Ну вот она и родилась. Ее должен был исполнять Марк Бернес, и она ему нравилась – помню, все ходил, напевал: "И окурки я за борт бросал в океан…". Но дирекция студии решила песню в фильм не давать. Вот я с ней «на руках» и остался. Ну и начал петь ее в разных компаниях, ее сразу подхватили. Годы шли, как-то на Байкале режиссер Вениамин Дорман снимал картину, мы от дождя спрятались в какую-то баню, и актриса Люба Земляникина запела эту песню. Дорман просто подскочил – откуда, что это? А ему, смеясь, говорят – да вот автор! Кстати, народ внес поправочку в текст, которую я с благодарностью принял: у меня певунья была черноглазая, а люди сделали ее "ненаглядной", очень по-русски. Вся ж Россия в стогах с любимыми ночевала… Ну вот, потом песню включили в фильм "Ошибка резидента"".

Картина вышла в 1971 году. Имя Аграновича было в титрах, но песню начали приписывать Михаилу Ножкину, который исполнял ее в кадре. Вышло так, что авторства Аграновича никто не отрицал, его просто не упоминали."

 

... Повесть написана бывшими профессионалами сухо, сжато, почти без интриги. Тульеву по книге в момент приезда ровно 40 лет, в одной из сцен -авторы пишут - что он выглядел одних лет с "Бекасом". Моральных качеств Тульев совершенно средних, любовную связь заводит без всяких целей, свою "сестру" решает убрать тоже без мучений. В общем, как мне показалось, авторы писали рядовую повесть про шпионов, совсем не нетленку. Дорман же, взяв на роль Тульева 53- летнего Жженова, умышленно все что можно в сценарии "усилил и углубил", сделав из повести некую идеальную историю. В итоге - Ножкин переигрывает, а Тульев стал самым человечным из людей. Наверное, эта советская приторность лично меня и смущала с детства. Ну а продолжения сняты на волне первого успеха, могли бы снять и больше ...

... Вот сколько уже раз, - и по частям, и полностью, - пересматриваю этот великолепный сериал, но понял для себя только не так давно: - а ведь, собственно, никакой 18-летней захватывающей истории и не было бы, если-бы не поступившее в первых-же кадрах фильма в КГБ таинственное анонимное сообщение, да еще с конкретными данными, о прибывающем в СССР агенте с чрезвычайно важным заданием.
Кто его направил, как оно попало в руки контрразведчиков - тайна покрытая мраком, и оставляющая лишь повод для бесчисленных догадок, версий, предположений и трактовок.
Но оно-таки поступило, а мы, зрители, приняв изначально правила кинематографической игры, должны теперь в дальнейшем следовать за почти безукоризненной логикой авторов повествования. К примеру, вся линия Бекаса в этом плане, вплоть до его "устранения" в последующих фильмах, - образец продуманности и целесообразности; все действия Тульева полностью подконтрольны, даже его гражданская жена, сама того не подозревая, едва-ли ни изначально окажется ценным "агентом влияния", чего стоит лишь ее поездка в Москву с блистательным подтверждением легенды Бекаса. 
Казалось-бы, - все так предсказуемо, как всегда, - "наши" (хорошие) победят в итоге "ихних" (плохих). Но почему же так интересно год за годом следить за этой игрой в "кошки-мышки" с известным результатом? В чем тайна успеха этой картины, ее редкого для этого жанра долголетия?
И здесь, на мой взгляд, главная загадка-разгадка в удивительном, провидческом решении авторов фильма (только потом ставшем сериалом) выбрать на роль Тулина Георгия Степановича Жженова - уникального артиста, человека, чья судьба не менее ярка и драматична, чем судьба его персонажа.
Харизма актера столь велика, что я, зритель, готов буду впоследствии простить Тульеву даже расчетливо спланированное убийство родной сестры. (А оно ведь формально было!). Как говорится, "исправленному верить!", - не зря Георгий Жженов ранее сыграл одну из главных ролей в одноименном фильме.
Других загадок-разгадок в этом незабываемом многолетнем кино-марафоне, - вобравшим в себя едва ли не весь спектр постоянно меняющихся политических, идеологических, нравственных постулатов и оценок, -хватить и на тысячи дискуссий и обсуждений...

.... Вот кто-то писал, что этот сериал можно воспринимать лишь в определенном возрасте, да еще и в особой исторической формации. Поскольку я воспринимаю его уже на протяжение более сорока лет. а в старческом маразме пока не замечен, мне довольно трудно с этим согласиться. Скорее, речь может идти о возрасте, в котором формируются и утверждаются некие нравственные, эстетические и ( страшное слово!) идеологические убеждения и предпочтения. Это уж потом они могут меняться, причем у некоторых радикально и неоднократно. Но Мазепа и генерал Власов изначально и всегда будут для меня предателями, как Рихард Зорге и Рудольф Абель - разведчиками, а не шпионами, а Несторы Махно, Мишки Япончики, Леньки Пантелеевы никогда не станут "героями" и трагическими фигурами. Это уж потом я смогу более объективно отнестись к судьбам Колчака или Врангеля, Котовского или Чапаева... Это уже потом, во многом благодаря кино, я смогу оценить великий трагизм существования Григория Мелехова, Романа Хлудова... А даже сегодня сочувствую я в кино не лощеным штабс-капитанам и полковникам, а босякам "неуловимым", не рефлексирующему Бруснецову, а Некрасову с Карякиным. 
Уважаемый Сан Сан полон праведным гневом , - "Положительным героем выведен немецкий шпион, провокатор и убийца. Предатель, меняющий хозяев как перчатки". О феномене Тульева я уже пытался что-то сказать ранее. Видно, не получилось. Но посмотрите на годы создания! В 1968-м он еще совсем не "положительный"! Потребовалось мастерство сценаристов Олега Шмелева и Владимира Востокова, постановщика Вениамина Дормана, ну и, конечно, выдающегося артиста Георгия Жженова (которого некоторые просто "не любят" без объяснения причин), чтобы сцена за сценой, кадр за кадром показывать и доказывать постепенно происходящий перелом в сознании героя. Или мы вообще сомневаемся в возможности нравственного перерождения человека? 
Да, конечно, - Тульев - "наш сукин-сын". Но "нашим" он стал не только в силу кардинальных психологических личностных изменений, но и благодаря виртуозной многолетней работе тогдашних наших "Органов". Как много лет назад, так и сегодня, я пересматриваю этот сериал, - как, кстати, и "Большую игру", и "ТАСС уполномочен заявить...", и ряд других, - с радостью и гордостью, что "мы" дали хороший отпор "гадам". 

Инфо организовал Владимир З
|2017|