Главная

Советское кино. С13

Создание фильма

Создание клипа

Теория - съемка/монтаж

Классика кино

Статьи о старом кино и их создателях

Учеба от Автора

 

ФАН-ТРЕЙЛЕР

Фильмы 60

9 дней одного года 1962
Старая, старая сказка 1968
Еще раз про любовь
Каин XVIII 1963
Вечера на хуторе близ Диканьки 1961
Женитьба Бальзаминова 1964
Республика ШКИД 1966
Мне двадцать лет 1963
Я шагаю по Москве 1963
"Тридцать три" 1965
"Зайчик" 1964
За двумя зайцами 1961
Июльский дождь 1966
2 билета на дневной сеанс
Мой младший брат 1962
Коллеги 1962
Три плюс два 1962
Доживем до понедельника
Короткие встречи 1967
Пропало лето 1963
Королева бензоколонки
Их знали только в лицо
Гиперболоид инженера Гарина
Хозяин тайги 1968
Золотой теленок 1968
Новые приключения неуловимых
Свадьба в Малиновке
Неуловимые мстители
Ошибка резидента
Полосатый рейс
Деловые люди
Добро пожаловать или...
Служили два товарища
Мертвый сезон
Берегись автомобиля
На войне, как на войне
Деревенский детектив
Бегущая по волнам
Рокировка в длинную сторону
Первый троллейбус 1963
Дайте жалобную книгу 1964
Гори гори моя звезда 1969

Другие фильмы
Брат 1997

 

Социальные сети
фейсбук
google
Поделиться

Советское кино. Проект "Submarine C13"
Шестидесятые

ФАН-ТРЕЙЛЕР

"Щит и меч"


«Щит и меч» 

Съемочная группа

Автор сценария: Вадим Кожевников
Режиссёр: Владимир Басов
Оператор: Тимофей Лебешев
Второй оператор: Павел Лебешев
Художник: Алексей Пархоменко
Костюмы: Валентин Перелётов
Композитор: Вениамин Баснер
Тексты песен: Михаил Матусовский
Исполнение песни «С чего начинается Родина»: Марк Бернес
Исполнение песни «Махнём не глядя»: Павел Кравецкий
Российский государственный симфонический оркестр кинематографии
Дирижёр: Эмин Хачатурян

СССР. 1968. 84 минуты. 

В ролях

Станислав Любшин — Александр Белов, советский разведчик, он же гауптштурмфюрер СС Йоганн Вайс, он же Петер Краус
Олег Янковский — Генрих Шварцкопф
Георгий Мартынюк — Алексей Зубов, советский разведчик, он же обер-лейтенант Алоиз Хаген
Владимир Басов — «Бруно», советский разведчик
Алла Демидова — Ангелика Бюхер
Юозас Будрайтис — капитан фон Дитрих
Алексей Глазырин — майор Аксель Штейнглиц
Валентина Титова — Нина, курсантка «Спица»
Наталья Величко — Эльза
Владимир Балашов — Зонненберг
Альгимантас Масюлис — штандартенфюрер, позже оберфюрер СС Вилли Шварцкопф, дядя Генриха (озвучивает Виктор Рождественский)
Николай Засухин — унтерштурмфюрер Оскар Папке
Лев Поляков — обер-лейтенант Герлах
Анатолий Вербицкий — Герд
Николай Граббе — глухонемой
Вацлав Дворжецкий — Лансдорф
Анатолий Кубацкий — Франц, бригадефюрер СС
Николай Прокопович — начальник гаража Шульц
Михаил Погоржельский — полковник фон Зальц
Кристина Лазар — Бригитта
Людмила Чурсина — фройляйн-ефрейтор

ФАКТЫ

Прототипом Йоганна Вайса стал легендарный советский разведчик Александр Святогоров (1913—2008).
О знаменитом разведчике написан ряд книг — «Его имя Зорич», «Двойная западня», «Смерть и жизнь рядом», снято несколько документальных фильмов.

По другой версии Вадим Кожевников образ Александра Белова списывал с другого легендарного разведчика — «Рудольфа Абеля» (Вильяма Фишера), на вымышленную фамилию которого якобы намекает имя «Александр Белов»:
« Мы договорились с писателем Вадимом Кожевниковым, что он возьмётся за обширный труд о наших разведчиках. Я представил ему Рудольфа Абеля.
[…] Героя произведения назвали Александром Беловым, чтобы намекнуть о прообразе Абеля (А. Белов).
[…] Первая же глава романа, получившего название „Щит и меч“, вызвала у меня и Рудольфа Абеля категорические возражения. Советский разведчик Александр Белов предстал перед читателями как некая модификация Джеймса Бонда, с авантюристическими выходками, безнравственными поступками.
[…] Рудольф Абель решительно высказал твёрдое нежелание связывать своё имя с таким героем. »

Из воспоминаний Басова о Янковском:
« Во Львове, в гостиничном кафе, я обратил внимание на юношу, он сидел за столиком. Сказал ассистенту: вот этот бы отлично подошёл на Генриха. Так ведь, наверное, не актёр… Оказалось, артист из Саратова, во Львове с театром на гастролях. А в Москве на пробах познакомился с Олегом Янковским — это был он. Тогда ещё необстрелянный, кинематографом неиспорченный. Мы подружились. В его мальчишеской повадке покоряло обаяние непринуждённости. Дальнейшая его биография показала, что выбор был точен, пришёл артист… Поначалу театральная закваска давала себя знать. Подходит ко мне: — Владимир Павлович, а какая здесь у меня сверхзадача? — Олег, — говорю, — ты сыграй кусок. Сверхзадачу я склею.»

Для пробы на главную роль в фильме также приглашали Леонида Сметанникова, который в ту пору лишь поступил в Саратовскую государственную консерваторию имени Л. В. Собинова.

Фильм снимался на киностудии «Мосфильм» при участии студии «Дефа» (ГДР) и т/о «Старт» (ПНР) в 1967—1968 годах.

Роль рейхсканцелярии в фильме исполнило здание рейхсминистерства авиации. Многие натурные съемки проходили в Калининграде (по сценарию Вайс из Риги репатриируется в Кёнигсберг).

Роль штаба Абвера в Варшаве исполняет Collegium Maius — старейшее здание Ягеллонского университета в Кракове.

В кинотеатрах СССР фильм посмотрело:
«Без права быть собой» — 68,3 млн зрителей (лидер проката),
«Приказано выжить» — 66,3 млн зрителей (2 место),
«Обжалованию не подлежит» и «Последний рубеж» — 46,9 млн зрителей (6—7 места).

Со слов исполнителя главной роли в фильме Станиславa Любшинa, картина в своё время произвела впечатление на Владимира Путинa, и, по словам Путина, повлияла на его решение пойти в разведчики[4].

Инфо собрал Владимир З
| 2018 |