Главная

Советское кино. С13

Создание фильма

Создание клипа

Теория - съемка/монтаж

Классика кино

Статьи о старом кино и их создателях

Учеба от Автора

 

ФАН-ТРЕЙЛЕР

Другие фильмы
Брат 1997

 

Социальные сети
фейсбук
google
Поделиться

Советское кино. Проект "Submarine C13"
Шестидесятые

ФАН-РОЛИК

"Женитьба Бальзаминова"

Фан-ролик по мотивам фильма "Женитьба Бальзаминова" режиссера Константина Воинова 1964 года создания

Съемочная группа

Режиссёр: Константин Воинов
Сценарий: Александр Островский, Константин Воинов

Оператор: Георгий Куприянов
Художник: Феликс Ясюкевич
Композитор: Борис Чайковский
Дирижёр: Эмин Хачатурян
Звукооператор: Владимир Крачковский
Монтаж: Т. Зинчук
Директор: Л. Кушелевич

В ролях

Георгий Вицин — Михайло Дмитриевич Бальзаминов
Людмила Шагалова — Павла Петровна Бальзаминова, матушка Миши
Лидия Смирнова — Акулина Гавриловна Красавина, сваха
Екатерина Савинова — Матрёна, кухарка
Жанна Прохоренко — Капочка Ничкина
Людмила Гурченко — Устинька, подруга Капочки
Тамара Носова — Ничкина, мать Капочки
Николай Крючков — Неуеденов, дядя Капочки
Ролан Быков — Лукьян Лукьянович Чебаков
Инна Макарова — Анфиса Пежёнова, старшая сестра
Надежда Румянцева — Раиса Пежёнова, младшая сестра
Татьяна Конюхова — Химка, дворовая девка Пежёновых
Нонна Мордюкова — Домна Евстигнеевна Белотелова, купчиха, вдова
Григорий Шпигель — городовой
Филимон Сергеев — башмачник
Анатолий Обухов — монах-писарь (нет в титрах)
Наталья Крачковская — гулящая / приживалка


.....................................................................................................................................................................

Реплики с околокиношного форума

... Первое, чем поражает этот фильм - буйством красок! Просто кустодиевская палитра. Золотые купола церквей, едкая зелень садов, грязновато-белый строй торговых рядов, гордо-выпяченные купеческие дома и бревенчатые заборы до неба. Замоскворечье второй половины 19 века.

Второе, что удивляет в экранизации Константина Воинова - бережное отношение к первоисточнику, тексту Островского. Три его пьесы о Бальзаминове, Воиновым не просто бережно подогнаны друг к другу и переплавлены в ОДНО. Они почти детально перенесены на экран.
Речь героев сочна, витиевата, забориста. И пуста порою... до глупости. Как автор и повелел!

Да, глуп Миша Бальзаминов, что поделать! Ум-то дается не каждому. Но ведь и чистая душа -тоже. А ведь он чист и наивен, как младенец. Этим и трогателен.
Мы так привыкли воспринимать Бальзаминова в образе Георгия Вицина, что другой трактовки нам и не нужно. И трудно представить, что герою Островского - лишь 25, а Вицину в те времена все 46 исполнилось.
Несколько часов тратил актер на грим и физическую разминку, чтобы соответствовать возрасту своего героя. И успешно с этим справился. Более того, просто фантастикой кажется, что Людмила Шагалова, игравшая его матушку, младше Вицына на 6 лет. На экране они выглядят полноценной семейной "парой" - молодой сын и престарелая мамаша.

А как колоритна Нонна Мордюкова в роли Домны Белотеловой! Уууу... х, восторг просто! Эдакая кустодиевская купчиха, что пьет чай "врастопырку" (держа на ладони блюдечко), истово и готовно молится при первом звуке колоколов, шумно надсадно дышит, вся скованная корсетом, из которого так и выпирают ее богатые формы: одно слово - Белотелова!
И смешна она, и... немного трагична. Ведь что ее жизнь? Болотная скука и ожидание хоть каких-то перемен: "Вы любите, любите меня... И я вас буду!".
Да, это фильм об ожидании любви. И о тотальном одиночестве. Не одного богатства ищет Бальзаминов (хотя в первую очередь его). Но ведь и души ему рядом хотелось, и любви, и детей по этой самой любви.
Сны его, как и всякие сны, красноречивы: да, дом-полная чаша, хозяйство и все такое прочее. Но это же фон. На котором он видится себя добрым хлебосольным барином, окруженным кучей детишек во главе с красавицей женой.
Что тут говорить, и Белотелова хочет любви! И состарившиеся в "затворе" сестры Пежоновы, что вспоминают свои юные годы и парижские кабаки, в которых "почудили власть" (кстати, очень колоритны в ролях этих сестер Инна Макарова и Надежда Румянцева).
О той самой любви и "переменах в жизни" мечтает даже служанка Матрена (отменно сыгранная Екатериной Савиновой, больше известной нам по роли Фроси Бурлаковой в "Приходите завтра").
Но какая может быть "перемена участи" - в этой купеческой, тоскливой до воя окраине? Разве, что женитьба... И вот уже трепыхается глупый бедный Миша в свадебном экипаже - в плотных, душных объятьях Белотеловой. И кажется ему, несчастному - вот завтра и придет ОНО - все о чем мечталось... Увы.
Великолепен этот фильм - по всем статьям, как сказали бы мы сейчас. У него есть несколько наград, но, мне кажется, он так и остался недооцененным.
Думаю, и в наше время "Женитьба Бальзаминова" найдет своего благодарного зрителя. Если вы еще с ним незнакомы - очень рекомендую восполнить пробел.
Chakty

... Когда ты маленький, ты знаешь, что есть какие-то фильмы, которые в твоей семье любят. Ты их особо не анализируешь, а просто тоже начинаешь любить, смотреть вместе с семьёй, иной раз вы ради смеха припоминаете какие-то фразочки из фильма. Эти фильмы попадают в личный рейтинг, как минимум, хороших фильмов, и как максимум, любимых. И остаются там, наверное, на всю жизнь. Вот именно в этом рейтинге у меня располагается 'Женитьба Бальзаминова'. Один из семейных фильмов, которые интересно посмотреть в любое время.

Это очень сатирическое произведение, в котором до конца не понимаешь, как относиться к главному герою. То ли жалеть, то ли презирать. То ли снисходительно, то ли с возмущением. Ну вот такой он человек. Максимально приземлённый, по пирамиде Маслоу ползающий где-то под нижней ступенью и мечтающий вволю обосноваться на ней. А дальше - пусть говорят, что дурак. Что будет дальше его не заботит. Как он будет влачить существование не просто под каблуком, а даже выполняя роль некой шавки, которой и сбежать-то некуда - её тут же приведут к хозяйке. Ну и пусть. Вот такой он человек. Может быть, он этого заслуживает? По крайней мере, мы можем посмотреть на это со стороны. 

Это отличный фильм из разряда советских кинокомедий. С шикарными диалогами. С любимыми актёрами. С Георгием Вициным, который сыграл молодого жениха в свои 47 лет. С Людмилой Шагаловой, которая блестяще сыграла мать Бальзаминова, хотя в жизни была на 6 лет младше Вицина. С Нонной Мордюковой, которая будто списана с картины Кустодиева 'Купчиха за чаем' - вкусный стол, самовар, богатая дама 'в теле' - и всё это на фоне куполов и крон деревьев. С Екатериной Савиновой, которая создала одного из самых интересных персонажей фильма - потрясающую и непосредственную Матрёну. Экранного времени у неё немного, но роль очень запоминающаяся.

Раз уж я коснулся темы любимых семейных фильмов, то скажу напоследок, что из 'Женитьбы Бальзаминова', лично в нашей семье, устойчиво котируется два, как сейчас принято говорить, мема. Первый - это маленькая старушка, старающаяся угодить барыне, распевая 'доообрая, добрая'. Помогает поднять настроение при ответе на вопрос 'ты чего такая злая/мрачная/серьёзная?'. И второй мем - коротенькое 'от чувств-с'. В разных ситуациях может служить отличным поводом оправдать любые действия. И за такие потешные тонкости тоже спасибо фильму.
ХОРВАТ

... Один из любимейших фильмов не только моих, но и большинства жителей бывшего СССР. Ненавязчивый, в общем-то добрый, немного глупый и фривольный, с тонким милым юмором, и как любое сатирическое творение - сильно утрированный, фильм 'Женитьба Бальзаминова' не надоедает уже больше полувека. Здесь собрана плеяда советских выдающихся артистов, что делает даже небольшой эпизод неповторимым.

А жил-был такой Миша Бальзаминов. Мелкий чиновник, дурачок, который мечтает найти невесту, да не обыкновенную, а богатую. 'Грибы искать - и то счастье надо, а уж богатых невест и подавно!' - говорит маменька, с который он живёт. Маменька - женщина тоже не далёкого ума, и также мечтает выдать сына за богатую невесту, а ещё очень верит в сны. С ними живёт не то кухарка, не то просто близкая подруга Павлы Петровны - Мартёна, колет дрова, варит супы, гладит, убирает ну и песни поёт между делом. Так бы всё и продолжалось, если бы к ним однажды не заехала сваха. И начались мишины приключения, которые только укореняют его в убеждении в том, что он непроходимый дурак. То грубый купчина выгонет их с матерью со словами 'Приходите ещё! Нам без дураков скучно!', то прохиндей Лукьян Лукьянович заставит на свой страх и риск переодеться башмачником, а сам на всю улицу орёт 'Вот дурень-то! Экий олух, воображает, будто в него влюбятся!'. Бальзаминову даже завидуешь - ни на кого не обращает внимания, постоянно мечтает 'Вот если б я был генерал...царь...', и твёрдо верит, что обязательно женится на богатой невесте, что в конце концов и происходит. Находит ли Миша своё счастье? Думаю, ему всё равно, пусть его богатая вдова будет пилить, колошматить, зато он теперь богат! 'Ну и пусть говорят, что я дурак! Я дурак! Дурак!' Для меня конечно это никакое не счастье, я бы предпочёл такую же бедную, но родную и любимую жену.

Фильм по сюжету трудно назвать шедевром, однако таковым его делают великие актёры. Георгий Вицин, ему самому на момент съёмок было 47, гениально сыграл 20-летнего паренька, этого Иванушку-дурачка, которому как в русских сказках повезло. Людмила Шагалова, будучи на момент съёмок младше Георгия Вицина, сыграла его мать-старуху. Великая Людмила Гурченко придала особый колорит подружке невесты Капочки (Жанна Прохоренко). Анфиска и Раиска - что в 'Девчатах', что здесь, гениальны в исполнении Инны Макаровой и Надежды Румянцевой. Екатерина Савинова уже на момент съёмок знала о своей болезни, и её Матрёна получилась с надломом, страдалицей, у которой все чувства на разрыв, даже если хохочет, то неистово. 

Отдельным артистом, который не указан в титрах, на мой взгляд, является и город, в котором проходили съёмки - Суздаль. Я побывал в этом чудном городе, и на пригорке, на котором снимали сцену чаепития, и возле дома, в котором 'жили' Бальзаминовы, и во дворике, который так и называется 'Бальзаминов дворик', там теперь ресторанчики. Сам город наполнен атмосферой России XIX века, такое ощущение, что вот-вот выедет Акулина Гавриловна на карете, а из будки покажется толстый обаятельный будочник в исполнении Георгия Шпигеля. И побывав в этом городе, хочется также сказать - браво, Суздаль!!!

Очень жаль, многих артистов из этой плеяды уже нет в живых. Светлая им память и низких поклон за их безграничный талант!!!
Berkut2115

Инфу собрал Владимир З
| 2019 |