Главная

Советское кино. С13

Создание фильма

Создание клипа

Теория - съемка/монтаж

Классика кино

Статьи о старом кино и их создателях

Учеба от Автора

 

ФАН-ТРЕЙЛЕР

Фильмы 60

"Старая, старая сказка" 1968
Еще раз про любовь
"Каин XVIII" 1963
Вечера на хуторе близ Диканьки 1961
Женитьба Бальзаминова 1964
Республика ШКИД 1966
Мне двадцать лет 1963
Я шагаю по Москве 1963
"Тридцать три" 1965
"Зайчик" 1964
За двумя зайцами 1961
Июльский дождь 1966
2 билета на дневной сеанс
Мой младший брат 1962
Коллеги 1962
Три плюс два 1962
Доживем до понедельника
Короткие встречи 1967
Пропало лето 1963
Королева бензоколонки
Их знали только в лицо
Гиперболоид инженера Гарина
Хозяин тайги 1968
Золотой теленок 1968
Новые приключения неуловимых
Свадьба в Малиновке
Неуловимые мстители
Ошибка резидента
Полосатый рейс
Деловые люди
Добро пожаловать или...
Служили два товарища
Мертвый сезон
Берегись автомобиля
На войне, как на войне
Деревенский детектив
Бегущая по волнам
Рокировка в длинную сторону
Первый троллейбус 1963
Дайте жалобную книгу 1964
Гори гори моя звезда 1969

Другие фильмы
Брат 1997

 

Социальные сети
фейсбук
google
Поделиться

Советское кино. Проект "Submarine C13"
Шестидесятые

ФАН-РОЛИК

"Вечера на хуторе близ Диканьки"

Художественный фильм, снятый на киностудии «им. Горького» в 1961 году режиссёром Александром Роу по мотивам повести Николая Гоголя.

Съемочная группа

Сценарий и постановка — Александр Роу
Главный оператор — Дмитрий Суренский
Художник — Александр Дихтяр
Режиссёр — В. Лосев
Композитор — Аркадий Филиппенко
Звукооператор — Анатолий Дикан
Комбинированные съёмки:
Художники — Владимир Никитченко, Юрий Лупандин
Оператор — Леонид Акимов
Художники-мультипликаторы — Григорий Козлов, Иван Давыдов
Монтаж — Ксении Блиновой
Редактор — Вера Бирюкова
Художник по костюмам — Л. Душина
Художник-декоратор — А. Иващенко
Художник-гримёр — Софья Филёнова
Государственный симфонический оркестр Украинского радио
Дирижёр — Вениамин Тольба
Директор картины — Андрей Демьяненко

Актеры

Александр Хвыля — казак Чуб
Людмила Мызникова — Оксана, дочь Чуба
Юрий Тавров — кузнец Вакула (единственная крупная роль недавнего выпускника актёрской студии; позже снялся лишь в нескольких эпизодах[1])
Людмила Хитяева — Солоха, мать Вакулы
Сергей Мартинсон — дьяк Осип Никифорович
Анатолий Кубацкий — кум Панас
Вера Алтайская — жена кума Панаса
Дмитрий Капка — ткач Шапуваленко
Николай Яковченко — знахарь Пацюк, запорожец
М. Сидорчук — Одарка, подруга Оксаны
Георгий Милляр — чёрт / 1-я сплетница
Александр Радунский — сельский голова

В эпизодах
А. Аблова — эпизод
В. Бубнова — эпизод
Евгений Григорьев — эпизод
Михаил Васильев — казак
Андрей Демьяненко — Свербыгуз
Лидия Королёва — сплетница с фиолетовым носом

Рецензия в журнале "Советский экран" 1961 года

О фильме : Для следующей своей работы Роу выбрал экранизацию одной из повестей «Вечеров на хуторе близ Ди-каньки» Гоголя — «Ночь перед рождеством», используя опыт, накопленный при съемке фильма «Майская ночь, или Утопленница».
Отношение Роу к народной фантастике было адекватно гоголевскому. Фантастические элементы повести Гоголя разнообразны, но они не выходят за пределы народных представлений. Творчество Гоголя периода создания «Вечеров» прежде всего ценно тем, что оно все зиждется на народной фантастике.

Гоголь пронизывает ею свой оригинальный сюжет, считая себя вправе по-своему распорядиться народной придумкой. При этом у него не раз повторяются одни и те же мотивы. Например, образ ведьмы, целиком взятый из народных преданий, используется им несколько раз с небольшими вариациями. Чаще всего это обыкновенная женщина, принимающая образ кошки, собаки, свиньи. Русалки — создания народного воображения — также многократно повторяются в описаниях Гоголя.

В своем воплощении народной фантастики режиссер всегда был близок к Гоголю. Это можно было заметить и в «Василисе Прекрасной» и в других его ранних фильмах.

Например, многие персонажи (особенно представители, так сказать, нечистой силы) напоминали гоголевских героев и по своему характеру и по авторскому к ним отношению как к существам, отнюдь не вызывающим мистического ужаса, вполне «победимым» силой, ловкостью, смекалкой человека.

Как сценарист и постановщик, Роу очень бережно подошел к первоисточнику. По возможности он использовал прямой текст Гоголя. Например, уже в начале, в титрах, называя исполнителей и показывая портреты героев, Роу в закадровом голосе дает им гоголевские характеристики, сохраняя юмор автора.

Картины фантастические Роу перемежает со сценами реальной жизни украинского села. Вот на экране Солоха-ведьма, пролетающая на метле и снимающая с темного поднебесья звезды. Но следом — бытовая деталь: доносятся звуки ударов по металлу в кузнице главного героя Вакулы, который, как сообщает диктор, для черта «был противнее проповедей отца Кондрата».

Оказывается, Вакула слыл лучшим живописцем тех мест. Его художества показываются мультипликацией. На церковной стене Вакула намалевал черта, которого бьют и гонят грешники кнутами, поленами и всем, чем попало.

Великолепен был черт в исполнении Г. Милляра. Он обладал ярко выраженным характером. С Солохой приобретал все свойства галантного кавалера, например, подавал ей руку, чтобы помочь спуститься с небес в трубу. Как озорной мальчишка подглядывал в окно, протирая стекло концом собственного хвоста, волчком крутился около Чуба и кума, посылая на них метель, пугая мяуканьем и кряканьем, чтобы Чуб вернулся домой и помешал Вакуле увидеться с Оксаной. Абсолютно убедительно сражался с месяцем, пытаясь его украсть. Обжигаясь, накидывал на него платок и прятал в карман.

Полет Вакулы на спине черта сделан в полном соответствии с описаниями Гоголя. Комбинированные съемки позволили Роу построить этот кусок как выразительную игровую сцену. Ведь здесь важен не сам полет как таковой, а отношения черта и Вакулы: черт пытается перехитрить Вакулу, сбросить его на землю, но тот оказывается хитрее, более ловким и сильным и одерживает победу над нечистой силой.

Особенной удачей Роу оказались все сцены с Солохой. В исполнении Л. Хитяевой Солоха — подлинно гоголевский персонале: хороша собой, задорна и находчива. Веришь, что она действительно может куда угодно — хоть в мешки — загнать всех своих почитателей — и Чуба (А. Хвыля), и дьяка (С. Мартинсон), и самого Голову (А. Радунский).

Мастерство режиссера в этом фильме свободно, раскованно, он вслед за Гоголем непринужденно разыгрывает смешную историю. Режиссер вместе с оператором Д. Суренским и таким виртуозом комбинированных съемок, как В. Никитченко, создают причудливый, подлинно гоголевский фантастический мир. Мы становимся очевидцами того, как, по словам писателя, был одурачен сам враг человеческого рода, как была покорена капризная красавица Оксана, а могучий кузнец позволил Чубу трижды ударить себя нагайкой.

«Вечера» в постановке Роу были оригинальным, во многом адекватным кинематографическим воплощением произведения Гоголя. Теперь уже можно было сказать, что Роу, используя весь свой предыдущий опыт, представил любимого писателя на экране, не обеднив ни его юмора, ни фантастики.
К. Парамонова

Владимир З
| 2019 |