Главная

Советское кино. С13

Создание фильма

Создание клипа

Теория - съемка/монтаж

Классика кино

Статьи о старом кино и их создателях

Учеба от Автора

 

ФАН-ТРЕЙЛЕР

Фильмы 60

Зигзаг удачи 1968
9 дней одного года 1962
Старая, старая сказка 1968
Еще раз про любовь
Каин XVIII 1963
Вечера на хуторе близ Диканьки 1961
Женитьба Бальзаминова 1964
Республика ШКИД 1966
Мне двадцать лет 1963
Я шагаю по Москве 1963
"Тридцать три" 1965
"Зайчик" 1964
За двумя зайцами 1961
Июльский дождь 1966
2 билета на дневной сеанс
Мой младший брат 1962
Коллеги 1962
Три плюс два 1962
Доживем до понедельника
Короткие встречи 1967
Пропало лето 1963
Королева бензоколонки
Их знали только в лицо
Гиперболоид инженера Гарина
Хозяин тайги 1968
Золотой теленок 1968
Новые приключения неуловимых
Свадьба в Малиновке
Неуловимые мстители
Ошибка резидента
Полосатый рейс
Деловые люди
Добро пожаловать или...
Служили два товарища
Мертвый сезон
Берегись автомобиля
На войне, как на войне
Деревенский детектив
Бегущая по волнам
Рокировка в длинную сторону
Первый троллейбус 1963
Дайте жалобную книгу 1964
Гори гори моя звезда 1969

Другие фильмы
Брат 1997

 

Социальные сети
фейсбук
google
Поделиться

Советское кино. Проект "Submarine C13"
Шестидесятые

ФАН-РОЛИК

"Зигзаг удачи"

Съемочная группа:

Авторы сценария — Эмиль Брагинский, Эльдар Рязанов
Постановка — Эльдара Рязанова
Главный оператор — Владимир Нахабцев
Художники-постановщики — Сергей Воронков, Ипполит Новодерёжкин
Композитор — Андрей Петров
Режиссёр мультипликации — Фёдор Хитрук
Мультипликация — Владимир Зуйков, Эдуард Назаров (в титрах не указан)

В ролях:

Евгений Леонов - фотограф Владимир Антонович Орешников
Ирина Скобцева - фотограф Лидия Сергеевна
Валентина Талызина - председатель месткома Алевтина Васильевна
Евгений Евстигнеев - директор автобазы Иван Степанович Калачёв
Алексей Грибов - директор фотоателье Кирилл Иванович Полотенцев
Готлиб Ронинсон - рентгенолог муж Лидии Сергеевны
Георгий Бурков - художник-ретушёр Петя
Валентина Теличкина - невеста Орешникова, кассир в сберкассе Оля
Зиновий Гердт текст от автора

История создания фильма.

Творческий тандем Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского состоялся во время работы над картиной «Берегись автомобиля», вышедшей на экраны в 1966 году. Комедия получила всесоюзное и международное признание, и от соавторов ждали продолжения. В основу сюжета очередного фильма легла реальная история о нечистом на руку профсоюзном сотруднике, который заимствовал деньги из кассы взаимопомощи, покупая на них облигации. Использовался тот же подход, что и в предыдущей совместной работе. Сценарий был сначала опубликован как повесть в журнале «Наш современник», и затем была подана заявка на фильм. Экранизации, как уже опробованный и одобренный материал, быстрее проходили идеологические барьеры. Будущая картина с рабочим названием «Кривая счастья» была достаточно легко принята худсоветом киностудии «Мосфильм», получив благожелательные оценки Юрия Нагибина.

Первым на роль директора автобазы режиссёр пригласил Евгения Евстигнеева. На эту роль также пробовался Юрий Визбор, но его кандидатуру отклонили — он явно не подходил по типажу. Эльдар Рязанов давно уже хотел пригласить Алису Фрейндлих на одну из ролей в своих картинах. Она в своё время до последнего момента претендовала на роль Шурочки Азаровой в «Гусарской балладе», но не подошла. Сценаристы создавали персонажа Алевтину «под неё». Однако и здесь желанию не суждено было сбыться — оказалось, что Алиса Фрейндлих к моменту начала производства картины ждала ребёнка. На роль Алевтины взяли актрису театра имени Моссовета Валентину Талызину. На роль ретушёра Пети Рязанов выбрал тогда малоизвестного Георгия Буркова. По его словам, актёр представлял собой «идеальное лицо спившегося русского интеллигента».

Главного героя соавторы также писали «под» Иннокентия Смоктуновского — однако у актера тогда обострилась болезнь. На роль пробовались Миронов, Ширвиндт, Шакуров. Рязанов предложил несколько неожиданную кандидатуру Евгения Леонова. Первоначально Леонова видели в образе директора фотоателье. Актёра долго не утверждал худсовет студии, полагая, что здесь необходима более эффектная и киногеничная внешность. Тогда Рязанов использовал испытанный приём. Он начал тянуть время и готовиться к съёмкам. «Уходила» натура, зима кончалась, и студия подтвердила выбор режиссёра.

Производство и выход в прокат
Съёмки картины состоялись в январе-феврале 1968 года в Москве. Натурные съёмки прошли в районе Чистопрудного бульвара, театра «Современник» и других мест в столице. В первый съёмочный день запечатлели сцену «смотрин» жениха Калачёва, дома у Алевтины. Валентина Талызина, впервые получившая главную роль в картине именитого режиссёра, волновалась до такой степени, что у неё дрожал голос. Евгений Евстигнеев попытался найти взаимопонимание со своей партнёршей, предложив выпить в перерыве. Так постепенно был найден общий язык. Трудно давались уличные сцены. В Москве тогда температура опускалась ниже 20 градусов, но зима подходила к концу, и съёмки продолжались по 12 часов в день. Актёрских трейлеров, где можно было бы погреться, в то время ещё не существовало. Рязанов безуспешно боролся с алкогольными напитками, которые негласно проносили на площадку. После напряжённого дня выяснилось, что единственный удачный дубль был снят участниками эпизода в нетрезвом виде. Он рассорился с артистами, пригрозив написать жалобы им по месту работы. Впоследствии режиссёр недолюбливал картину и посвятил ей минимум места в своих воспоминаниях.

Худсовет студии «Мосфильм» принял работу без особых замечаний. Однако неожиданную критику высказали профсоюзные органы. Безалаберное отношение к деньгам из кассы взаимопомощи (сфера ответственности профкома) и явно сатирическое изображение работы фотоателье, раздражали представителей профсоюзов. Центральный орган «Советские профсоюзы» ответил на выход комедии на экраны письмом-рецензией от рядового читателя (популярный в те времена приём). Картину обвиняли в примитивизме, «водевильности» сюжета, уходе от реальности под прикрытием комедии положений.

На экраны картина вышла 30 декабря 1968 года, получив вторую категорию и ограничения по прокату. По этому поводу Эльдар Рязанов высказывался так:
…Я долго не мог понять эту странную прокатную политику. Из чего она исходит? Из того, что на окраинах живут люди второго сорта, которых можно не принимать в расчет и показывать им идеологический брак? Или же, наоборот, население окраин настолько закалено в идейном отношении, что не поддается вредному, тлетворному влиянию сомнительных произведений?

Критика и значение
Картина получила весьма неоднозначную критику. «Зигзаг удачи» подтвердил статус Эльдара Рязанова как состоявшегося мастера. Комедия продолжила тематику и проблемы, поднятые в предыдущей работе «Берегись автомобиля». Критика 1970-х годов положительно отнеслась к социальной стороне сюжета, к ироническому взгляду на погоню за материальными ценностями. «Советский экран» выделил непосредственно комедийную составляющую, отметив, что картина оказалась действительно смешной. Хороший литературный материал, с «зощенковским» звучанием, позволил ненавязчиво привлечь внимание к острым вопросам современности. Нея Зоркая обратила внимание на точно подобранный темп картины, мастерство Рязанова в таких деталях, как выстраивание мизансцены и подбор статистов для массовки.
«Зигзаг удачи» — фильм городской улицы, уличной толпы, вечерней предпраздничной толчеи, и ритм его — городской проход-полубег, переходящий просто в бег, когда за Володей и его выигрышем устремляет свою погоню «Современник». Переливчатая, без всяких швов от эпизода к эпизоду, картина целостна, на едином дыхании

По мнению социолога Андрея Ашкерова, создателям удалось достаточно парадоксальное сочетание жанров: производственной драмы, трагикомедии и фарса. Удался своеобразный «портрет повседневности», когда обычные люди оказались вовлечены в сюжетный поворот, связанный с погоней за «большим кушем», — нерядовой для советского кинематографа тех лет. Такой взгляд на действительность позволил создать ряд запоминающихся психологических образов.

Однако в сюжете явно не хватает глубины, и концовка оказалась весьма прямолинейной. В картине есть несколько сюжетных линий, но ни в одной из них нет полноценного раскрытия темы и конфликта. В картине выделяются актёрские работы Валентины Талызиной и Евгения Евстигнеева, ставшие одними из лучших в их фильмографии. Тем не менее, другие актёрские работы получили низкую оценку. По мнению Неи Зоркой, картина получилась без привычного протагониста и стала коллективной актёрской работой. Евгений Леонов не смог создать главного персонажа как фигуру, сравнимую с Юрием Деточкиным. Досталось и Валентине Теличкиной, персонаж которой оказался совсем некомедийным и остался не полностью раскрытым. Леонид Гайдай, оценивая коллегу, отметил, что дуэт Леонова и Теличкиной также не состоялся, пара не привлекает к себе зрительского внимания. Дуэт главных героев полностью заслонили Евстигнеев, Бурков и Талызина. Не досталось интересного материала для раскрытия образа актеру с замечательным комедийным потенциалом Алексею Грибову.

Советская цензура не оставила без внимания комедию. В отличие от предыдущих работ, в ней речь шла не о случайных недостатках отдельно взятых индивидуумов, сбившихся с верного пути. Вся целиком советская организация (фотоателье), состоящая из граждан разного происхождения, не выдержала искушения и поддалась денежному соблазну. «Наиболее сатирическая из моих картин» — как называл её Эльдар Рязанов — «отняла много сил и оставила рубец на душе». После неё Рязанов на некоторое время отошёл от острых тем, прекратил сотрудничество с Эмилем Брагинским. Следующей режиссёр запланировал экранизацию пьесы «Сирано де Бержерак», которой, впрочем, было не суждено состояться. С картины «Зигзаг удачи» началось многолетнее сотрудничество Эльдара Рязанова с Валентиной Талызиной и Георгием Бурковым. Только здесь они сыграли главные роли, в дальнейшем им доставались большей частью эпизодические персонажи. Картина оказала влияние на известность актёров, их стали охотно приглашать. Однако амплуа оказалось ограничено: для Буркова это были балагуры и пьяницы, Талызиной сложно было изменить представление о том, что она играет только некрасивых героинь с богатым внутренним миром.

ОТЗЫВЫ

... Фотограф Орешников (Евгений Леонов) мечтает стать большим фотохудожником и приобрести фотоаппарат. А дело происходит накануне Нового года, а, значит, время чудес. И чудо случается - на взятые из кассы взаимопомощи деньги Орешников покупает облигацию и та выигрывает 10 тысяч. Что делать с деньгами? Ответ очевиден, но выигрыш порождает цепь событий, в результате которых симпатичный фотограф своего выигрыша лишается...

Эльдар Рязанов - главный спец по новогодним комедиям, в которых советское кино пыталось перещеголять американский рождественский комедийный тренд. Ну, по крайней мере, создать ему альтернативу. И получилось - рождественские фильмы народ у нас полюбил средней, а вот новогодними зимой забит эфир всех наших телеканалов.

Ирония судьбы, Карнавальная ночь, Чародеи и многие другие. Первые две - тоже ведь продукт рязановского гения. Зигзаг удачи - далеко не фаворит в борьбе за телерейтинги, но внимания все же не лишена. Почему именно Эльдар Александрович? Может, Фрэнка Капры насмотрелся и прочей рождественской классики, но, к счастью, копиистом Рязанов не стал. Его комедия стала истинно советской. И к Зигзагу это относится в полной мере.

В первую очередь, приметы советской жизни - выполнение плана, вплоть до обессмысливающих его выполнение расходов, касса взаимопомощи, нещадно рекламируемые облигации 3% займа и т.п. А говорить об исключительно советских ценностях даже неловко - рвут все швы с треском - коллективизм, не в деньгах счастье, а в их равном распределении, женское счастье с милым (даже если он 'охламон')... Наконец, это излюбленный жанр 50-60-х - производственная комедия, специфичный именно для нашей тогдашней действительности.

Есть и несколько типичных представителей советского кино - обаятельный пьяница Петя (Георгий Бурков), женщина-вамп по-советски, которая тяготится советской реальностью (Ирина Скобцева), общественно активная незамужняя женщина и при этом не то, что не феминистка, а и вовсе 'консерваторка', да ещё и дочь военного, и уж совсем советский добряк-фотограф, побеждающий в конфликте хорошего с лучшим самого себя...

Правда, комедия больше получается о людях. Потому как актерский состав - почти гениальный (особенно хорош умеренно циничный Евгений Евстигнеев). Да и Рязанов всё-таки добавляет сатирических фитилей - и плану досталось, и квасному патриотизму (мультяшный пролог Хитрука), и странноватой кассе взаимопомощи, породившей удачливо-неудачливого фотографа-коррупционера... И единственным огорчением становится нереализованная творческая мечта... В этом смысле режиссер пошёл дальше другого своего производственного фильма - про жалобную книгу - и разбавил благостную новогоднюю картину не только творческим, но и любовным разочарованием, приблизившись к будущим трагикомичным шедеврам. Так что стоит смотреть 'Зигзаг...' уже даже затем, чтобы убедиться, что Эльдар Рязанов не сразу сложился как главный советский сказочник, а долго и упорно к этому продвигался.
DmitriP1978

... Судьба в зигзагах

'Зигзаг удачи' - довольно милая, трогательная, но одноразовая комедия Эльдара Рязанова, в котором чётко прослеживается рука великого советского и российского режиссёра. Этот фильм про работников фотостудии невольно начинаешь сравнивать с более известной (если не самой известной) работой Рязанова - 'Иронией судьбы...'. А что? Обе - лирические комедии, в обоих фильмах - те же актёры, да и основная мелодия картины напоминает 'С лёгким паром'.

Все мы прекрасно знаем, насколько талантливо сделаны рязановские киноработы, поэтому 'Зигзаг удачи', который я впервые посмотрел на днях, не может конкурировать с более поздними картинами. Да, интересно, да, улыбаешься при виде бесподобного Леонова, грустишь вместе с 'дурнушкой' Талызиной, но всё-таки чувствуешь: чего-то не хватает. Нет какой-то изюминки, которая позволила бы окончательно раствориться в этой картине, нет чувства после просмотра: 'Да, я видел этот шедевр, зря его раньше не смотрел'. Нет послевкусия. А оно обязательно должно остаться после просмотра любого фильма.

Возможно, дело в сценарии. Ведь на протяжении всей картины мы видим, как молниеносно меняются характеры героев, их судьбы, их любовные приключения. Казалось бы, Калачёв (Евстигнеев) после провального первого свидания с Алевтиной (Талызина) и видеть больше её не хочет, но с течением картины мы видим, что они остаются вместе. Казалось бы, Орешников (Леонов), который выигрывает в лотерею десять тысяч рублей и который теперь может купить даже шубу своей девушке, как и обещал, жмётся (или как нынче говорят - жмотится) и в конце-концов расстаётся с ней, а деньги распределяются между всеми работниками фотостудии. Казалось бы, Лидия Сергеевна (Скобцева) так счастлива с мужем, но ведь расстаётся с ним на фоне бесконечной ревности и влюбляется в Орешникова, а Орешников в конце фильма бросает её и возвращается к красавице Ольге (Теличкина). Зигзаги судьбы преследуют наших героев буквально по пятам. И уж где-где, но в этом фильме ты точно не знаешь, какой будет финал для каждого героя.

Оригинально, вопросов нет, но эти зигзаги настолько динамичны, что не хватает какой-то общей целостности картины. Возможно, это только моё восприятие.

Про актёров и говорить нечего: весь цвет советского кино собрался в одном фильме. Но больше всех на меня произвёл впечатление, наверное, Готлиб Ронинсон, сыгравший ненормального мужа-ревнивца. Без смеха на актёра смотреть было просто невозможно, браво!

В целом - безусловно, положительная оценка. Но на шедевр советского кинематографа, по моему мнению, не тянет

... «Я не жадный, я хозяйственный!»

Под крышей неказистого, но вполне уютного здания фотоателье «Современник» трудится весьма разношерстный коллектив. Вот, например, у местной красавицы Лидочки муж тряпка и ревнивец, у местной золушки Алевтины сублимация невыраженной нежности в общественную работу, а у местного весельчака Володи Орешникова мечты о высоком искусстве. Каждый день по дороге на работу Володя засматривается на сверкающие витрины с фототехникой, грезит о дорогой камере. И вот однажды решает он испытать удачу, покупает облигацию за двадцать рублей, а потом, о чудо, выигрывает десять тысяч. Счастливый фотограф спешит поделиться радостью с коллегами, но те лишь бросают косые взгляды – деньги-то, дескать, были общие, выигрыш надо бы привычным образом отнять и поделить, да и вообще, Орешников – хвастун и эгоист, вдарим-ко по нему коллективным (а иногда и бессознательным) порицанием. Новогодний антураж оттеняется склоками бюрократического толка, все кругом переругались. Ну как же так, товарищи?

Звучит забавная музыка, смеются сквозь слезы, кричат «Как вам не стыдно!» и «Куда же вы!». Слышите? Это Эльдар Рязанов, вооружившись острой сатирой, в очередной раз добирается до онтологического ядра трудового коллектива. Одна маленькая щепотка алчности и конфликт заполыхал. Пламя праведного огня выходит из стен фотоателье, срываясь на личную жизнь сотрудников. Нерешительный врач-рентгенолог и бойкий директор автобазы – отправные точки авторской диалектики, узкие улочки города N и тесные квартиры с коврами на стенах – декорации для маленьких трагедий. Комичные диалоги хранят мудрость целого мира, каждую броскую реплику еще долго будут неосознанно цитировать, а хвалить здесь актерскую игру – все равно, что рассуждать, насколько масляное нынче масло. Закадровый голос, объявляясь нарочито дискретно, очерчивает нарратив узловыми точками, в нем, несомненно, есть ирония, но, так же несомненно, он полон и доброты. Ведь герои тут как дети, а Рязанов – их заботливый отец, который чутко следит за происходящим, но не грешит раньше времени назидательностью, позволяя разобраться самим, позволяя набить столь необходимых в стране товарищей и гражданок морально-этических шишек. И если присмотреться, то все «детки» по-своему вызывают симпатию, все они просто хотели счастья, однако основная проблема лишь в том, что векторная сумма благих намерений отнюдь не равняется большому и светлому лучу добра. Но не время унывать, товарищи!

Деньги портят человека. Особенно советского человека. Особенно если деньги большие. В конце концов, фильм о жадности, с жадности все началось, жадность же дала резонанс. Понятие сие относительное и в уголовном кодексе не прописанное. Быть может, стоило бы в такой связи надавить на болевые точки плановой экономики, быть может, и сам Рязанов отчасти на это намекал, и обязательно намекнет еще в более поздних работах, однако «Зигзаг удачи» - кино бесспорно оптимистическое, а потому оставим в покое многострадального Маркса вместе с трудовой теорией стоимости, сделаем вид, будто не подозреваем, что фотоателье через девять зрительских лет вырастет во вполне себе гараж, спорящих до хрипоты людей станет больше, а проблемы будут острее, и поговорим уже о вещах гораздо более интересных. О непомерно дорогих (Орешников называл это «Грабеж!») норковых шубах, о поисках правильного жениха, о том, что жизнь есть вечная игра в одну и ту же двадцатирублевую лотерею.

Да, все так, все так – траектория удачи действительно очень любит проявляться заморской буквой «Зю», и спасет всех выраженный консолидирующим боем курантов Новый Год. Правда любимый народом праздник тут вовсе не метафизический сгусток зимнего добра и снежной справедливости, но разновидность отрезвляющего ушата холодной воды, призванного донести чей-то пронзительный крик «Ну будьте ж вы людьми!». И все уставшие, но довольные, небогатые, но верящие в светлую идею, разбредутся по своим делам, ведь завтра будет новый день, завтра мы будем чуточку умнее, завтра у нас точно все получится, и мы снова найдем заветную двадцатку. С Новым Годом, товарищи!

Инфо собрал Владимир З
| 2019 |