Главная

Советское кино. С13

Создание фильма

Создание клипа

Теория - съемка/монтаж

Классика кино

Статьи о старом кино и их создателях

Учеба от Автора

 

Социальные сети
фейсбук
google
Поделиться

Советское кино. Проект "Submarine C13"

ФАН-ТРЕЙЛЕР

"12 стульев"

Съемочная группа

Директора картины: Александр Ашкинази, А. Бут
Мультипликация:
Режиссёр: Наталия Червинская
Художник: Юрий Трофимов
Оператор: Николай Соловцов
Комбинированные съёмки:
Оператор: Александр Ренков
Художник: Зоя Морякова
Грим Л. Калевой
Костюмы К. Савицкого
Монтаж Клавдии Алеевой
Трюковая запись музыки и шумов: Виктор Бабушкин
Редактор: Н. Евдокимов
Музыкальный редактор: Раиса Лукина
Текст песен Леонида Дербенёва
Дирижёр: Георгий Гаранян
Оператор: Игорь Штанько
Художник: А. Макаров
Звукооператор: Раиса Маргачёва
Режиссёр: М. Колдобская
Композитор: Александр Зацепин
Художник-постановщик: Евгений Куманьков
Операторы-постановщики: Сергей Полуянов, Валерий Шувалов
Режиссёр-постановщик: Леонид Гайдай
Авторы сценария: Владлен Бахнов, Леонид Гайдай

В фильме снимались:
Арчил Гомиашвили — Остап Бендер - озвучание — Юрий Саранцев (в 5 эпизодах Гомиашвили озвучивал себя сам), исполнение песни «Там, где любовь» — Валерий Золотухин
Сергей Филиппов — Ипполит Матвеевич (он же Киса) Воробьянинов
Михаил Пуговкин — отец Фёдор Иванович Востриков

Гликерия Богданова-Чеснокова — Елена Станиславовна Боур
Наталья Варлей — Елизавета Петровна (она же Лиза) Калачёва (озвучивает Надежда Румянцева)
Наталья Воробьёва — Эллочка Щукина (она же «Эллочка-людоедка»)
Нина Гребешкова — Мусик, жена инженера Брунса / царица Тамара
Наталья Крачковская — мадам Грицацуева
Клара Румянова — матушка Катерина Александровна Вострикова, жена отца Фёдора
Георгий Вицин — монтёр Мечников
Николай Горлов — Виктор Михайлович Полесов, слесарь-интеллигент
Савелий Крамаров — одноглазый председатель шахматной секции из Васюков
Юрий Никулин — Тихон, старгородский дворник
Виктор Павлов — Коля Калачёв, муж Лизы Калачёвой
Готлиб Ронинсон — Кислярский, председатель бубличной артели «Московские баранки»
Роман Филиппов — Никифор Ляпис-Трубецкой, поэт
Григорий Шпигель — Александр Яковлевич (он же «Альхен»), завхоз 2-го дома Старсобеса
Владимир Этуш — Андрей Михайлович Брунс, инженер
Игорь Ясулович — Эрнест Павлович Щукин, тоже инженер и муж «Эллочки-людоедки»

История создания фильма

Кинокомедию «Двенадцать стульев» в постановке Леонида Гайдая одни считают классикой жанра, другие – полным провалом
Споры эти не прекратятся до тех пор, пока фильм показывают по телевидению. Но один факт неоспорим: «Двенадцать стульев» были любимейшей комедией самого Гайдая.

Перенести роман Ильфа и Петрова на широкий экран было заветной мечтой Леонида Гайдая. Но как-то так звезды располагались, что съемки постоянно откладывались. Сначала выяснилось, что параллельно с задумкой Гайдая ставить «Двенадцать стульев» уже начал работать над экранизацией другого произведения писателей – «Золотого теленка» – Михаил Швейцер.

Потом, когда вроде бы можно было приступать к съемкам, обнаружилось, что Гайдая опередил Георгий Данелия. Леонид Иович уже совсем сник – не видать ему «Двенадцати стульев» с собственной фамилией в титрах, как вдруг случилось невероятное. Георгий Данелия взял да и подарил право на съемки картины своему другу-режиссеру, пояснив при этом, что он сам уже перегорел, а без энергии и огонька снимать такой фильм – преступление.

Тем не менее начало съемок омрачило вмешательство высокого начальства. Оно посчитало, что сценарий, представленный Гайдаем, совсем не смешной и вряд ли в итоге получится достойный продукт.

«Сценарий оставляет ощущение монотонного чередования эпизодов, похожих один на другой, – говорится в протоколе обсуждения сценарной заявки. – Необходимо сокращение эпизодов. В сценарии и фильме должны прозвучать злость и насмешка над представителями старого мира. Иной раз не хватает остроты социальной характеристики. Необходимо дать сценарию острый социальный посыл».
Впрочем, все эти замечания Гайдай воспринимал как мелкие недоразумения. Главным был тот факт, что он все-таки будет снимать этот фильм!

Главного героя – Остапа Бендера – Гайдай принялся искать с таким энтузиазмом, что об этом до сих пор ходят легенды на «Мосфильме». Виданное ли дело: на одну только роль претендовали более двухсот актеров!
После жесткого отбора кандидатов осталось только двадцать. Но что это были за кандидаты! Что ни актер, то знаменитость всесоюзного масштаба: Владимир Высоцкий, Андрей Миронов, Алексей Баталов, Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев, Никита Михалков. Даже Муслим Магомаев был в числе претендентов.
Правда, популярный певец почти сразу же «сошел с дистанции», трезво оценив свои способности как драматического актера. Весьма удачными были пробыМихаила Козакова: он отыграл эпизод с шахматным поединком в Васюках и вроде бы приглянулся режиссеру. Правда, сам же Гайдай через несколько дней лично перезвонил Козакову и извинился: мол, у другого актера пробы получились лучше.

В итоге съемки начались с Владимиром Высоцким в главной роли. Однако актер, едва приступив к работе, вдруг неожиданно пропал. Запой…
Обозленный Гайдай, зарекшись когда-либо связываться с Высоцким, пусть талантливым, но абсолютно ненадежным, начал съемки во второй раз. Уже с Александром Белявским в роли Бендера. И вновь неудача. Кому-то произошедшее может показаться пустяком, однако сам Гайдай весьма трепетно относился к любым знакам судьбы.
Одним словом, когда перед началом съемок нужно было разбить тарелку – к счастливому развитию событий, она так и осталась целехонькой. Тем не менее работа началась. Но когда было отснято уже около четверти картины, Леонид Гайдай понял, что он не зря верит в приметы. То, что получилось, не нравилось ни ему самому, ни высокому начальству. Слишком положительным был Бендер с лицом Александра Белявского, да к тому же мелковат рядом с Кисой – Сергеем Филипповым.

И тут кто-то сказал режиссеру, что в одном провинциальном театре идет спектакль «Золотой теленок», где роль Бендера превосходно играет некий Арчил Гомиашвили. Так молодой актер вытянул свою счастливую карту.
Конечно, тот факт, что в итоге главная роль досталась никому не известному артисту, мало кому понравился. Высокие начальники прямо и косвенно давали понять: уж очень странная у вас кандидатура на роль Остапа Бендера, Леонид Иович! Но Гайдая было уже не переубедить, он считал, что только Гомиашвили сможет создать достоверный образ «великого комбинатора».
И на все претензии художественного совета у него был готов убедительный ответ. «А вот почему у вас Бендер вдруг грузин?» – задавали ему коварный вопрос. «А потому, что папа у Остапа – турецкоподданный, почему же тогда маме не быть грузинкой?» – «А почему ваш Бендер лыс, будто пожилой мужчина?» – не успокаивались начальники. «А потому, что еще парик приличный не подобрали. А так – у нас есть возможность сделать ему какую угодно прическу!»
«Двенадцать стульев» - история создания фильма Двенадцать стульев, СССР, кино, факты
Но если Арчил Гомиашвили подарил Остапу Бендеру свою внешность, то вот говорит его герой, увы, чужим голосом. Потому как озвучивал эту роль актер Юрий Саранцев. По одной версии, Гомиашвили не смог появиться в студии из-за болезни, по другой – Леонида Гайдая очень смущал грузинский акцент актера. Так или иначе, но сам Гомиашвили посчитал такой поступок режиссера предательским.
«Если бы я знал, что Гайдай так поступит, никогда бы не стал сниматься в этом фильме», – сказал Гомиашвили. Гайдай, когда ему передали слова актера, которого он, по сути, сделал знаменитым на весь Союз, не остался в долгу: «Если бы я знал, что ты такой плохой артист, никогда не снимал бы тебя в своей картине». Итог этой перепалки – многолетнее бойкотирование друг друга.

Режиссер и актер при встрече никогда не разговаривали и даже не здоровались. К слову, примирило их только появление на экране другой версии «Двенадцати стульев», которую снял Марк Захаров. По слухам, Леонид Гайдай сам позвонил Гомиашвили и сказал: «Скорее включай телевизор. Сейчас ты будешь свидетелем уголовного преступления!»
На вторую по значимости роль в фильме – Кисы Воробьянинова – пробовалось также немало весьма известных актеров. Самыми перспективными на «Мосфильме» считались Ростислав Плятт и Анатолий Папанов. Даже Юрий Никулин, который уже давно считался «гайдаевским» актером, претендовал на эту роль.

Однако Гайдай был непреклонен: он уверял, что только Сергей Филиппов сможет достойно воплотить роль на экране. И это несмотря на то, что в те годы на карьере Филиппова практически поставили жирный крест. Из театра его выгнали из-за чрезмерного увлечения зеленым змием, в кино ролей не было. Словом, никто не верил, что Филиппов сможет справиться с ролью. Кроме Леонида Гайдая!
И он оказался прав. Хотя поволноваться режиссеру пришлось не раз. Во время съемок дали о себе знать многочисленные болячки Филиппова. Чуть ли не со съемочной площадки актера увезли в больницу, где сделали довольно серьезную операцию по удалению опухоли мозга. Тем не менее Филиппов практически сразу после выписки из больницы вернулся в строй и достойно завершил работу над картиной.

А Юрию Никулину в итоге тоже нашлась роль. Небольшая, но запоминающаяся. Он сыграл, как мы все знаем, дворника Тихона.
Эта комедия дала путевку на большой экран не только Арчилу Гомиашвили, но и Наталье Крачковской, которая получила свою роль лишь по воле случая. Дело в том, что Леонид Гайдай планировал снимать в образе мадам Грицацуевой либоНонну Мордюкову, либо Галину Волчек. Причем после долгих обсуждений «на самом верху» предпочтение отдавалось нынешнему руководителю «Современника» Галине Волчек: Мордюкова, по мнению художественного совета, была чересчур серьезной, и ее появление не вызывало приступов гомерического смеха, чего добивался Леонид Гайдай.
Короче, роль уже почти была в кармане у Галины Волчек, как вдруг однажды на съемочной площадке появилась прелестная дива, глянув на которую режиссер только и молвил: «Так вот она, мечта поэта!»

Девушку звали Натальей Крачковской, она была супругой звукооператора фильма Владимира Крачковского. На тот момент Наталья еще училась во ВГИКе, что не помешало ей после прочтения сценария чуть ли не сразу… отказаться от роли.
«Вернувшись домой, перечитала Ильфа и Петрова и жутко расстроилась. Меня задела характеристика героини: «Мадам Грицацуева – женщина необъятных размеров с арбузными грудями». От обиды меня просто колотило. Но Гайдай меня сразу поставил на место: «Ты себя в зеркале видела?» После этого я перестала думать о своей внешности».
Съемки запомнились Наталье Крачковской как большое испытание. Во-первых, ей пришлось немало побегать за «ненаглядным сусликом» по коридорам и лестницам. Вовторых, прыжок вниз головой пришлось совершить не единожды: оказывается, поначалу камера не сработала. В-третьих, в сцене, когда мадам Грицацуева бьется в дверях, неожиданно лопнули стекла и посыпались прямо актрисе на лицо.

Наталья Крачковская до сих пор помнит полный ужаса крик Гайдая: «Глаза береги! Глаза!» Ну и в довершение всего ей пришлось несколько раз ездить на конвейере по жутким твердым валикам: «Пока сняли этот эпизод, мне все ребра пересчитало, так что потом долго ходила в синяках. Да еще в придачу тяжеленную железную конструкцию на меня положили, которая вообще меня чуть не раздавила!»
Зато именно после этой роли Крачковская проснулась знаменитой и стала любимейшей актрисой не только режиссера Леонида Гайдая, но и всей страны.

Наталья Крачковская до сих пор помнит полный ужаса крик Гайдая: «Глаза береги! Глаза!» Ну и в довершение всего ей пришлось несколько раз ездить на конвейере по жутким твердым валикам: «Пока сняли этот эпизод, мне все ребра пересчитало, так что потом долго ходила в синяках. Да еще в придачу тяжеленную железную конструкцию на меня положили, которая вообще меня чуть не раздавила!»
Зато именно после этой роли Крачковская проснулась знаменитой и стала любимейшей актрисой не только режиссера Леонида Гайдая, но и всей страны.
Красавицу Лизу выбирали из двух актрис, двух прекрасных Наташ – Варлей и Гурзо. Причем поначалу Наталью Варлей приглашали на пробы совсем другой роли: ей предлагалось предстать в образе Эллочки-людоедки. Но во время проб Гайдай увидел Варлей в белом парике и тут же понял: никакая она не Эллочка, а самая что ни на есть Лиза! Впрочем, Наталья Гурзо, вспоминая о своих пробах, честно признается, что не особо боролась за роль. Поэтому и переживаний от того, что ей предпочли другую актрису, у нее не было.

А вот актер Михаил Пуговкин получил свою роль без проб. Однако перед тем как взяться за работу, он очень долго размышлял, не грешно ли это – осмеивать священнослужителя. Сомнения развеяла его мама, которая справедливо отметила: мол, ты же высмеиваешь всего лишь алчного пастыря, а вовсе не веру…
Однако во время работы над картиной актеру пришлось несладко. Сначала Михаил Пуговкин промерз буквально до костей, когда снимали эпизод пребывания отца Федора на скале. Причем, как позже выяснилось, все его мучения оказались напрасны: ощущения высоты в кадре не было. Так что сцену переснимали в павильоне. И получилось убедительней!
Но по-настоящему рисковал актер, когда пришлось раз за разом переснимать сцену, как отец Федор рубит гарнитур генеральши Поповой на берегу моря. Погода стояла, мягко говоря, совсем не курортная, а прибавьте сюда еще и порывистый ветер… Словом, именно в тот день актер заработал себе радикулит. Вот какие жертвы приходится порой приносить во имя искусства!

Одними из главных действующих персонажей в фильме являются, собственно, сами стулья. Так вот, приступив к работе над лентой, выяснилось, что найти по-настоящему интересный материал ну решительно невозможно! Пришлось давать объявление в газету: откликнитесь, владельцы раритетных вещиц! В итоге выяснилось, что в Москве только у одной старушки сохранились настоящие гамбсовские стулья. Только вот продавать их бабулька категорически отказалась. Максимум, на что согласилась, – сфотографировать бесценные предметы мебели.
В результате стулья пришлось изготавливать в Арабских Эмиратах – почему-то в СССР ни одна мебельная фабрика не решилась принять такой заказ. После съемок картины остались нерастерзанными четыре стула. Леонид Гайдай выкупил их, и они поселились в кабинете у режиссера.

Между прочим, в фильме появился и сам режиссер Леонид Гайдай: он играет архивариуса Варфоломея Коробейникова. А еще – об этом мало кто знает – в фильме «Двенадцать стульев» задействованы… ноги Леонида Гайдая. Дело в том, что у актеров Филиппова и Пуговкина не получался эпизод, когда они, держась каждый со своей стороны за стул, лягают друг друга ногами. После очередного дубля Гайдай, который, как известно, был очень долговязым, и решил снимать свои ноги. Так что он оставил и такой, весьма неожиданный след в искусстве!

Несколько слов о том, сколько получили режиссер и актеры за работу в этой картине. Понятно, что самая большая сумма стояла в гонорарной ведомости напротив фамилии Леонида Гайдая: 7853 рубля, да плюс еще 2000 рублей за сценарий.
Никому не известный актер Арчил Гомиашвили получил аж 6120 рублей. Чуть больше ставка была у Сергея Филиппова – 6275 рублей. Отважный труд Михаила Пуговкина был оценен в 3800 рублей. Молодая актриса Наталья Крачковская довольствовалась 182 рублями. Небольшая роль дворника принесла Юрию Никулину 525 рублей, Савелий Крамаров получил и того меньше – 458 рублей.

Отзывы (с околокиношного форума)

... После триумфального успеха "Кавказской пленницы" и "Бриллиантовой руки" Леонид Гайдай отважно решил экранизировать классический роман Ильфа и Петрова "12 стульев". По разным причинам отвергнув десятки кандидатов, среди которых были Андрей Миронов и Владимир Высоцкий, Леонид Гайдай пригласил на роль Остапа Бендера никому в ту пору не известного актера Арчила Гомиашвили.

Не все тогдашние зрители и критики приняли этот выбор, однако, на мой взгляд, Гомиашвили удалось довольно убедительно войти в образ незабвенного командора авантюры и любимца женщин всех стран и народов. Его партнером стал неподражаемый Сергей Филиппов, казалось, родившейся именно для роли бывшего предводителя провинциального дворянства Кисы Воробьянинова.

Бережно сохранив основные перипетии романного сюжета о поисках сокровищ, спрятанных в одном из двенадцати стульев старинного гарнитура, Леонид Гайдай не забыл и о своих "фирменных" эксцентричных трюках и погонях, благо, что Ильф и Петров давали для этого немало оснований. Пригласив на роли второго плана звезд отечественного кинематографа, Гайдай по сути превратил эпизоды с их участием в маленькие бенефисы. Ну, разве забудешь дворника Тихона в исполнении Юрия Никулина? Или Наталью Крачковскую в роли мадам Грицацуевой?

Да и сам Леонид Гайдай блеснул актерским мастерством в маленькой роли хранителя ордеров на проданную мебель... Конечно, по сравнению с Бендером, сыгранным Сергеем Юрским в "Золотом теленке", Бендер Арчила Гомиашвили был лишен обаяния интеллигентности и печальной иронии. Бендер в "12 стульях" Гайдая бодр, оптимистичен, напорист и нахален. Его обаятельная наглость в купе с недюженной изобретательностью и артистичностью прирожденного авантюриста, что называется, "города берет"...
Но кто сказал, что "ранний" Бендер должен как две капли воды походить на Бендера "позднего"?
Александр Федоров

... Недавно в очередной раз посмотрела фильм "12 стульев", да с таким удовольствием, что захотелось отзыв об этом легендарном фильме написать. Как-то даже неудобно что-то говорить о сюжете фильма, который совершенно точно все видели и, вероятно, не раз:) Великий комбинатор Остап Бендер, стулья, Киса, свечной заводик, огромное количество выражений, ставших крылатыми... Что тут еще скажешь? Но я-то уж точно найду слова:)

Красавец Арчил Гомиашвили и потрясающе не похожий ни на кого Сергей Филиппов, презабавный Михаил Пуговкин, нестареющая Нина Гребешкова, знойная женщина Наталья Крачковская, Никулин, Варлей, Ясулович, Вицин, Крамаров, Этуш, Ронинсон... Вообще с ума сойти можно от такого количества ярких и талантливых людей) А, если учесть еще и очень интересный сюжет по роману Ильфа и Петрова, то совершенно никаких сомнений не остается, что это может быть только шедевр и никак иначе. Думаю, Леонид Гайдай и не сомневался! Кстати, изначально Данелия собирался снимать этот фильм, но потом взял и уступил работу Гайдаю, который, как все мы знаем, сделал блестящее кино, которое не забудут.

А еще Арчила Гомиашвили брать в "12 стульев" Госкино поначалу ну никак не хотело. Мол, почему грузин-то? И что в итоге? Прекрасный Остап в итоге. И красивый) И даже собственный акцент был против Гомиашвили, не мог Бендер болтать с таким грузинским акцентом, с каким говорил актер, в результате великого комбинатора озвучил Юрий Саранцев. И все замечательнейшим образом сложилось в одну презабавную и в то же время грустную авантюрную историю.

Кто только не пробовался на роли в этом фильме. В таких случаях нельзя, наверное, работать по принципу "кто известнее - того и на роль". И уж Гайдай-то это точно знал, раз распределил все так, как мы имели счастье наблюдать. Каждый человек в "12 стульях" на своем месте. Интересно, как небольшие и, казалось бы, неглубокие роли раскрываются и разворачиваются, когда в них вдыхают душу такие люди, как Юрий Никулин, Георгий Вицин, Владимир Этуш... Нет здесь неглубоких ролей и сцен, зато постоянно есть ощущение, что современное кино нас просто отравляет. Нет, люблю, смотрю, практикую, но... Наша советская классика - вот бальзам для разума, сердца и души.
Lacrimosa7002

... "12 стульев", экранизацию бессмертного романа Ильфа и Петрова Леонид Гайдай считал лучшей работой своей жизни. Ну что ж, автору виднее. Хотя, имхо, экранизировано совершенно, НЕ ТО, что изначально заложено у авторов. С каким угодно произведением можно такие шутки-шутить. Но с Ильфом и Петровым - увольте!

Уже на этапе проработки сценария было очевидно: от литературного источника этот фильм, оттолкнувшись, словно мячик - летит весьма далеко. На все замечания по этому поводу Гайдай упорно не реагировал.
В результате: произошло не просто смещение, а почти полное ЗАМЕЩЕНИНЕ акцентов - от остро-сатирических у Ильфа и Петрова до просто юмористических- у Бахнова, автора сценария фильма.
В общем, сатира сменилась нехитрым бытовым юморком. А "остроту" фильму придавали, вероятно, бесконечные погони и мельтешения героев.

Так что, говорить об этом фильме уместно лишь в отрыве от первоисточника, как об отдельном произведении (хотя что он такое - в изоляции от книги)?!
Ведь, если бы не костюмы и декорации никаких временных ориентиров!

Впрочем, массовому зрителю до этих нюансов ни в те времена, а уж тем паче сегодня - не было и нет никакого дела. Часть из них вообще считала (и продолжает считать), что знаменитые реплики Остапа придумали авторы фильма. Будете удивлены, но я и таких субъектов встречала!

Но хватит о сценарии. Фильм-таки остался в истории нашего кинематографа явлением вполне привлекательным. За счет актерских работ в первую очередь. Напомню, что в фильме снимались Михаил Пуговкин (отец Федор), Юрий Никулин (дворник Тихон), Наталья Белогорцева-Крачковская (вдова Грицацуева), Наталья Варлей (Лиза), Георгий Вицын (монтер Мечников), Готлиб Ронинсон (Кислярский).

Отдельно следует сказать об исполнителях главных ролей. Леонид Гайдай видел в роли Кисы исключительно Сергея Филиппова, но из-за его серьезной болезни пробовал и другие варианты. В том числе и Ростислава Плятта.
Правда, в результате вновь вернулся к Филиппову, что повлекло за собой очередную смену Остапа. А ведь на эту роль уже был утвержден Александр Белявский. Но не монтировалась эта парочка в кадре, и все тут. Филиппов Белявского просто "забивал".

Пришлось снова бросаться на поиски. Кто только не пробовался на эту роль - и Андрей Миронов, и Олег Борисов, и Владимир Басов, и Евгений Евстигнеев. И Владимир Высоцкий. И даже... Муслим Магомаев!
Поиски были долгими и упорными - и наконец-то из целых 22-х кандидатур наконец-то был выбран окончательный Остап - Арчил Гомиашвили.
Правда, кроме самого режиссера, эта кандидатура больше никого не устраивала. Основным вопросом было: "Почему именно грузин?". "Так он же - турецко-поданный!" - находчиво отвечал Гайдай. В выборе своем режиссер так и не раскаялся. Хотя к концу съемок они почти окончательно разругались с Арчилом.
Случилось так, что Гайдай, не доверяя грузинскому акценту Гомиашвили, поручил озвучивание Остапа другому актеру - Юрию Саранцеву.
После этого Гомиашвили не разговаривал с Гайдаем несколько лет. До того самого случая, пока Марк Захаров не снял свой вариант "12-ти стульев". Но это уже - другая история.
Chakty

Владимир З
| 2017|