Главная

Советское кино. С13

Создание фильма

Создание клипа

Теория - съемка/монтаж

Классика кино

Статьи о старом кино и их создателях

Учеба от Автора

 

ФАН-ТРЕЙЛЕР

Другие фильмы

Брат

 

Социальные сети
фейсбук
google
Поделиться

Советское кино. Проект "Submarine C13"
Семидесятые

"Калина красная"

Фан-трейлер по мотивам советского фильма реж. Василия Шукшина 1974 года создания

Съемочная группа

Актеры

Автор сценария: Василий Шукшин
Режиссёр: Василий Шукшин
Оператор: Анатолий Заболоцкий
Художник: Ипполит Новодерёжкин
Композитор: Павел Чекалов

Василий Шукшин Егор Прокудин
Лидия Федосеева-Шукшина Люба Байкалова
Иван Рыжов отец Любы Фёдор Байкалов
Мария Скворцова мать Любы
Алексей Ванин брат Любы Петро
Мария Виноградова жена Петра Зоя
Ефимия Быстрова мать Егора Куделиха
Жанна Прохоренко следователь
Лев Дуров официант Сергей Михайлович
Александр Горбенко бывший муж Любы Коля
Николай Граббе начальник колонии
Николай Погодин директор совхоза
Георгий Бурков Губошлёп
Татьяна Гаврилова Люсьен

КАК ВЫЗРЕЛА "КАЛИНА КРАСНАЯ". ЗНАМЕНИТОМУ ФИЛЬМУ ВАСИЛИЯ ШУКШИНА-30 ЛЕТ

Василий Шукшин «Мне жаль Егора из „Калины красной“, жаль до боли, до содрогания за эту судьбу, — сказал Василий Макарович Шукшин в одном из последних интервью. — Сложись обстоятельства иначе, он мог бы стать незаурядным человеком. Какой гордый, сильный характер, какой крепкий, надежный человек! Даже будучи вором, он сохранил в себе многое. И как хочется помочь Егору, полюбить его. Но как?.. Я хотел сказать об ответственности… За все, что происходит сейчас на земле, придется отвечать всем. И за хорошее, и за плохое. За ложь, за бессовестность, за паразитический образ жизни, за трусость и измену — за все придется платить. Платить сполна». О том, как создавалась «Калина красная», читателям «Труда» рассказывает оператор-постановщик картины, заслуженный деятель искусств Белоруссии и России Анатолий Дмитриевич Заболоцкий.

— Сюжет фильма возник у Шукшина после того, как он выступил в бийской колонии для малолетних преступников. Его мать вспоминала, что он потом три дня не мог прийти в себя. «Подойду к нему, — рассказывала Мария Сергеевна: — «Сыночка, да что ж ты так переживаешь?» А он: «Мама, эти горемычные мальчишки у меня перед глазами стоят». Мне он говорил, что, вернувшись из армии, сам едва не попал за решетку. Кто-то тогда назвал Шукшину имя односельчанина, который в 1931 году написал лживый донос на его отца, впоследствии расстрелянного НКВД. Вася решил поквитаться и ночью залег в засаде с винтовкой у дома доносчика. Но в деревне все тайное быстро становится явным. Люди предупредили того мужика, чтобы спрятался, а Шукшина увели домой и отговорили от замысла…

— В советские времена цензура в кинематографе была безжалостней, чем в литературе. Как удалось запустить фильм?

— Киноповесть «Калина красная» была опубликована в начале 1973 года в журнале «Наш современник», членом редколлегии которого был генеральный директор «Мосфильма» Николай Трофимович Сизов — талантливый организатор производства и один из авторитетных государственных мужей. Он предложил Шукшину снять картину на «Мосфильме», поскольку на киностудии Горького, где Василий числился в штате, об этом проекте и слышать не хотели.

— И как Шукшина приняли на главной киностудии страны?

Лев Дуров в фильме — Для «Мосфильма» мы были людьми пришлыми. Нам дали самую плохонькую аппаратуру и много нерадивых сотрудников, которые в открытую над нами издевались. Мне в ассистенты достался человек, который со дня на день ожидал разрешение на эмиграцию. Разговаривал со мной свысока, как барин. Помню, снимали сцену разговора Егора с березами, а этот человек вдруг громко, чтобы все слышали, говорит: «Феллини снимает «Рим» и «Амаркорд», а Шукшин березы гладит. Никого другого не нашлось для укрепления «Мосфильма». Я его одернул: «Тише!» Но Макарыч, играя желваками, громко сказал: «Пусть говорит. Мне это помогает!», и дал команду на следующий дубль.

Госкино выделило на картину всего 3 тысячи 600 метров дефицитной тогда пленки «Кодак». А для работы нужно было в шесть раз больше. Поэтому мы первый «разгонный» дубль снимали на отечественной «Свеме», потом заряжали «Кодака Ивановича», и тут уже все напрягались. Но были исключения.

Одним дублем сняли 4-минутный эпизод «В сенях», когда Егор говорит Любе, что уезжает в город и не знает, вернется или нет. Сложнейшую для актерской игры сцену — в одном кадре, без монтажа и переозвучки — Василий и Лида разыграли как живой разговор, но, увлекшись, отошли от размеченных точек, и в кадр попали рельсы, по которым передвигалась кинокамера. Я сказал Макарычу, что нужно переснимать. Он посмотрел мимо меня и ответил: «Больше так не сыграть, пусть остается».

«Калина красная» — это душа Шукшина, пропечатанная в пленке. Он не сыграл роль Егора Прокудина, а прожил всю его жизнь за 108 минут экранного времени. Она приготавливала его к большой картине «Степан Разин», которая для Шукшина была главным делом жизни и которую ему так и не дали снять…

— Почему мать Егора играет непрофессиональная актриса?

— Эту роль должна была играть Вера Марецкая. Но в последний момент актриса отказалась появиться в образе ущербной старухи: «Я сама теперь такая же. Не могу. Не хочу!» Нужно было срочно что-то придумать. В полузаброшенной вологодской деревне Мериново, где мы проводили натурные съемки фильма, на околице жила одинокая старушка Ефимья Ефимьевна Быстрова. Наш художник-постановщик Ипполит Новодережкин изучал интерьер ее избы. «Никакой декоратор этого не придумает, — восхищался он. — Здесь во всем видна душа бабушки: старинные иконы с окладами и без — Спас, Никола, Георгий Победоносец, засиженная мухами лампочка в патроне. Банка с молоком на фоне наклеенных репродукций из „Огонька“ — во всем своя гармония». Я разговорился со старушкой, и оказалось, что ее судьба схожа с судьбою нашей героини. Рассказал об этом Макарычу. Он пришел, посмотрел: «А что, давай рискнем». Камеру установили на улице, снимали через выставленное окошко, звук писали синхронно. Бабушка наговаривала рассказ о себе, отвечая на вопросы Лиды, заготовленные режиссером. Все получилось.

Перед отъездом в Москву зашел к Ефимье Ефимьевне попрощаться. С удивлением заметил, что в ее избе уже не было ни одной иконы. Хозяйка с улыбкой, как на съемке, объяснила: «Так ведь ваши забрали, говорят, еще снимать будут, вот и деньги оставили.» Так собиратели икон, сотрудники «Мосфильма», бессовестно обобрали старушку… Через два года я вернулся в Мериново снимать документальный фильм о Быстровой, а мне знакомый дед рассказал: «Ефимья-то, что матерью Шукшину была, прошлой зимой замерзла на печке. Померла. Люди в избе деньги все искали, вроде Шукшин ей оставил много. Все перевернули!»

— Цензура сильно порезала готовую картину?

Кадр из фильма — Шукшин предвидел, что большой худсовет «Мосфильма» примет картину «в штыки». Поэтому мы очень торопились закончить работу, пока мосфильмовские мэтры Райзман, Юткевич, Озеров, Салтыков были в летних отпусках. Иначе на полпути нас бы замучили требованиями переделок, а потом вовсе бы закрыли. И мы съемки провели за 2 месяца и 22 дня вместо положенных по плану четырех с половиной месяцев.

Сизов поддерживал «Калину красную» безоговорочно, но понимал, что пробиться ей на экраны будет непросто.

И действительно, у картины сразу появилось много врагов. Чиновники Госкино потребовали таких «поправок», которые можно было сделать, только сняв фильм заново. Сизов предупредил Василия, чтобы тот был готов выступить с речью перед руководством. Но этого не понадобилось. Вместе с другими «новинками» «Калина красная» попала «на дачу». Брежнев ее посмотрел и заплакал. Судьба картины была решена.

Чтобы сдать фильм, Шукшину пришлось сделать сравнительно немного купюр. Вырезал из текста слова матери: «Поживи-ка ты сам на 17 рублей пенсии», реплику Егора: «Живем, как пауки в банке. Вы же знаете, как легко помирают», и еще какие-то «мелочи»… Хотел Василий спеть в фильме песню народную «Калина красная», но в музыкальной редакции студии заявили, что песня эта обработана Фельцманом и нужно ему платить большие авторские как композитору. Пришлось Шукшину от пения отказаться, а в картине его Егор говорит: «Эх, не выпелась песня…»

— Фильм стал лидером проката 1974 года. Как это отразилось на вознаграждении его создателям?

— Из закрытой информации мы знали, что в первый год было продано около ста миллионов билетов. Но официальная цифра была занижена до 62 миллионов. «Излишки» приписывали непопулярным у зрителей картинам официозных режиссеров. Обычная практика тех лет. Но даже при этих показателях мы поняли, как нас «нагрели» с оплатой. Дело в том, что «Мосфильм» был поделен на несколько творческих объединений. Первоначально «Калину красную» Шукшин должен был снимать на Экспериментальном объединении, которое возглавлял создатель «Баллады о солдате» Григорий Чухрай. Там платили проценты от проката. Если бы картину поставили в «чухраевском» объединении, то за операторскую работу я бы получил не 2 с половиной тысячи рублей, а почти как в Голливуде. Но не допустил нас Чухрай в свое объединение, замордовал демагогическими придирками, в частности, требуя переписать в сценарии образ Егора из бандита в законопослушного гражданина. И пришлось нам ставить «Калину красную» в другом мосфильмовском объединении, которым руководил Сергей Бондарчук.

— А как принимали картину первые зрители?

— Многие «интеллектуалы» говорили, что «Калиной красной» Шукшин всех обманул, воспев «деклассированный элемент». На одном из вечеров известный критик с трибуны сказал, что Шукшин, сам будучи полуинтеллигентом, обрушился против интеллигенции. Это уж потом этот критик стал главным шукшиноведом, сопровождая своими комментариями почти все посмертные книги Шукшина. А простые люди картину принимали очень хорошо.

Один работник проката Казахстана рассказал мне такую историю. В городе Аркалык заключенные должны были построить кинотеатр «Октябрь» к празднику 1 Мая. Сроки поджимали, а работа не двигалась. Тогда руководители стройки обратились к сидельцам с просьбой поработать круглосуточно и сдать объект в срок. Заключенные поставили только одно условие: после окончания стройки всей зоне два раза покажут «Калину красную». На том и порешили. Обе стороны свои обещания сдержали. «Какой же это был просмотр! — говорил прокатчик. — Вот где надо было лица снимать!»

Шукшин всего этого уже не узнал, не увидел…
Анатолий Стародубец

.............................................................................................................................................

Взгляд на героев фильма с 2017 года

Уркаганы из шукшинской «Калины красной» - это типичные прогрессивнейшие представители нашего общества. По крайней мере, они сами себя за таковых считают. В этих персонажах много всего намешано, и нельзя сводить их лишь к обыкновенным представителям криминалитета. У них в «малине» нон-стопом программа «Голубого огонька» в живом исполнении. «Барыня» и прочее. Своеобразный «квартирник», сильно смахивающий на то, чем потчует лоботамирующее мозг телевидение.

Губошлеп, Люсьен, Бульдя – это ведь своеобразный андеграунд, представители творческой интеллигенции, которых преступный режим загнал на криминальную ниву.

Губошлеп - пустобрех. Отличное определение либерального дискурса - губошлепство. Называйте так любого фанатика-либерала. «Если ему некого будет кусать, он, как змея, будет кусать свой хвост», - пишет Шукшин про Губошлепа. Это он делает смертельный выстрел.

Их принцип: мужиков в России много.

К мужикам они высокомерно, пренебрежительно-брезгливо, за людей их не считают. Так продолжается пока не взбрыкнет и не уйдет от них Егор Прокудин (главный герой в исполнении Шукшина – ред.). А потом Петр не скинет их всех в реку бежевой «Волгой» - философским пароходом…

Они проповедуют сословное разделение общества. Прокудин для них мужик – представитель низшего сословия. Дикарь, абориген, которого и человеком в полной мере назвать нельзя. Мужик… чего вы хотите?.. В девяностые эта публика стала приватизаторами, после претендует на статус властителей дум и законодателей жизненной моды. Личин всяческих много.

В девяностые они уничтожали таких мужиков как класс, зачищали от них новую страну. Говорили, что те ни на что не годны. Твердили, что именно это самое мужичье – разносчик красной заразы, а пока есть она не будет нам счастья.

Егор-«Горе» - он совершенно другой, иной породы. Его семь судимостей – это лишь новый извод вечной притчи о блудном сыне. Своеобразное сошествие «во ад».

Он мужик. Крестьянин. Освобождаясь из мест заключения, говорит, что собирается заниматься сельским хозяйством. Ощущает сопричастность с землей. Даже когда шел на смерть, то увязал в ней сапогами.

Его крестьянство – это не указание на род деятельности, а на связь с почвой. То, что прогрессивной интеллигенции не понять и никакими терминами ей это не объяснить, потому как это врожденный инстинкт. А он либо есть, либо его нет. Либо со временем откровение об этой почве снисходит, но это еще надо заслужить, уметь чувствовать.

Он – классический странник-правдоискатель, сделавший круг по миру и вернувшийся именно туда, откуда начал свой путь.

Этот мужик дорогущий «Реми Мартин» из ковшика в бане пить будет (и так точнее, чем в тексте, где Петр достает из кармана два стакана). Потому как у него совершенно другая система ценностей, где главное живое, настоящее, те же березки. Немногим ранее из этого же ковша он Петра кипятком полил, а теперь практически причастие совершают.

«Шаркнем по душе!» - сказал Егор перед встречей с городскими представителями креативного класса. Но они ничего кроме раблезианского карнавала не смогли дать. Они душу иссушают. Старые и некрасивые.

Мечите реже!.. Желудок и червонцы - их смысл. Егор же деньги презирает. Красоты в этой публике нет, жизни. Они строятся для разврата, он им о любви. Под халатом, в котором он, как Калигула, болящее сердце. Это его горе, его путь.

Нет у мужика и раболепства перед властью. Отказался заниматься извозом представителей власти, начальства. Пересел на трактор. Ближе к настоящему, к земле, березкам, отчему дому. Блудный сын. Как герой сказки про колобка.

Рядом с ним – его верная Мария Магдалина и ставший другом-апостолом Петр.

Жоржик – это его формула самоуничижения. Георгий – победитель змея. Победоносец и в тоже время землепашец.

Егор – не понят ни прогрессивными членами общества, ни властью. Все как обычно…

Он не мог не уйти. Но душу, что важно, спас. За ним пошел Петр. Что впереди у него? Жизнь по этапу?..

«И лежал он, русский крестьянин, в родной степи, вблизи от дома... Лежал, приникнув щекой к земле, как будто слушал что-то такое, одному ему слышное. Так он в детстве прижимался к столбам» - это уже финал.

Смысл всех его поступков, описанных Шукшиным в возвращении. Движитель Егора – его страстной желание вернуться. Как в Евангелии от Матфея: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». Вся «Калина красная» - это возвращение героя к своему детству, когда он прижимался к столбам. К детской чистоте, к детским ощущениям и восприятию мира. Так он обретал настоящую волю.

Можно ли это объяснить с помощью популярного сейчас термина консерватизм, который зачастую приобретает спекулятивный характер?..

К чему это я? Не понимают у нас мужика и не пытаются. Проще развратить, убить его. А в нем вся Россия. Без него она ничто, пустое место.

В девяностые страну практически и превратили в пустыню, потому как зачищали ее от мужика. Изводили его, всеми силами старались не пустить в новую страну. Очень в этом деле поднаторел триумвират власти, криминалитета и либеральной интеллигенции. Впрочем, все как у Шукшина. Все, как с Егором Прокудиным.

Он, как звезда рок-н-ролла, должен умереть. Умирает он вновь и вновь, но всякий раз возвращается. Из почвы выходит.

Но дети? Где дети? В книге у Петра двое парней, которые уже входят во взрослую жизнь, но в фильме они не фигурируют. Оставил ли после себя детей Егор, который сам возвращается в детство? Фильм недетский. Одни взрослые, которые уходят. Горе…

Но, все-таки, думается, что у Егора Прокудина обязательно должны быть дети. Не могло быть здесь точки. Вырастут дети Петра. Их не искалечат девяностые. Прорвутся. Будут и у них сыновья. Понесут они благую весть о русском мужике, о его возвращении. Об обширном, как жизнь. Непонятом. Будут выступать против несправедливости. Может один из них назовется Моторолой…

Непонятые поедут они на Донбасс, где будут делать свое мужицкое дело. Вызовут ярость и злобу все того же триумвирата либеральной интеллигенции, криминалитета, власти. Но, что с того? Егор Прокудин никуда не ушел, он просто прилег на землю, прыгнул в окоп. Мужиков в России много, покуда они есть, она не станет пустыней.

Андрей Рудалев

Инфо собрал Владимир З
| 2017|