Главная

Советское кино. С13

Создание фильма

Создание клипа

Теория - съемка/монтаж

Классика кино

Статьи о старом кино и их создателях

Учеба от Автора

 

Фан-трейлер

Другие фильмы

Брат

 

Социальные сети
фейсбук
google
Поделиться

Советское кино. Проект "Submarine C13"
Восьмидесятые

Фан-ролик

"Кто заплатит за удачу"

Кто заплатит за удачу

СССР. 1980. 73 минуты. 
Режиссёр Константин Худяков

Автор сценария Павел Чухрай 
Оператор Валерий Шувалов 
Художники Борис Бланк, Владимир Фабриков 
Композитор Вячеслав Ганелин

Актеры:
Виталий Соломин,
Василий Бочкарёв,
Леонид Филатов,
Наталья Данилова,
Александр Филиппенко,
Михаил Чигарёв,
Афанасий Тришкин,
Юрий Дубровин,
Александр Галибин,
Юрий Катин-Ярцев,
Игорь Ясулович 

.........................................................................................................................................................................

«КТО ЗАПЛАТИТ ЗА УДАЧУ» 

Историко-революционный приключенческий фильм 

В конце 70-х годов в адрес создателей приключенческих фильмов на историко-революционную тему стали раздаваться справедливые упрёки в чрезмерной лёгкости подхода к материалу и во внимании лишь к напряжённому развитию сюжета, а не к проникновению вглубь характеров и эпохи. Но романтизация далёкого и сурового времени, а также острый сюжет не отрицают психологического исследования героев, социального осмысления событий. А подобно тому, как комедии подразделяются на комедии положений и комедии характеров, так и в приключенческом жанре есть ленты этих двух видов.

«Кто заплатит за удачу» находится как бы на полпути к приключенческому фильму характеров, оставаясь в то же время приключенческим фильмом положений. Он увлекает с самых первых кадров и держит в напряжении до финала. Захватывающая интрига, высокое профессиональное мастерство режиссёра Константина Худякова и оператора Валерия Шувалова, чувствующих стиль и жанр, точная игра актёров делают эту картину интересной для зрителей. Но сколько мы знаем лент-двойников, которые выполняют развлекательную функцию и на большее не претендуют. Погони, перестрелки, любовные страсти, «сладкая жизнь» умирающего общества - всё это знакомо по многим фильмам, где излюбленный сюжет таков: большевики, оставленные в подполье под видом артистов, коммивояжёров и пр., предпринимают дерзкие акции против белогвардейцев. А для авторов картины «Кто заплатит за удачу» это - лишь исходная ситуация, заявленная как знак.

Мы не знаем имён героев, но расстановка сил ясна. «Наши» должны убить во время спектакля какого-то «ихнего» офицера, которому известны все члены подполья. Однако задание остаётся невыполненным, а подпольщицу, которую, как выясняется, зовут Антониной Чумак, арестовывает контрразведка. Трое людей (красный матрос Серёга, прожигатель жизни и карточный игрок Дмитрий, белогвардейский казак Фёдор), узнав о предстоящем показательном суде над Чумак и заочно приняв её за близкого себе человека, отправляются на помощь. Спасение подпольщицы как раз и составляет сюжет ленты. Но столь расхожий мотив переосмысляется.

Личность самой Антонины Чумак остаётся неясной. Дмитрий рассказывает, что она - сестра, которую он потерял из виду много лет назад. Фёдор опровергает: «Это моя сестра, ушедшая к большевикам». А Серёга вспоминает, как впервые увидел Антонину и полюбил её. Потом оказывается, что подпольщица, которую они спасали, вовсе им незнакома. Образ Антонины Чумак приобретает ещё больший знаковый смысл. До революции она могла быть кем угодно. Но революция круто изменила судьбу Антонины, и иной жизни, кроме борьбы, она себе не представляет. Спасённая от расстрела, готова вновь идти на смерть, чтобы выполнить задание: убить начальника контрразведки Конькова. Достаточно одной этой краски, чтобы передать суть характера Чумак.

Потому что главное - судьба трёх иных героев, которые отличаются по происхождению и социальным убеждениям, но объединены общим делом: спасением человека. Именно чувство привязанности к другому человеку толкает каждого из них на опасную, почти безнадёжную акцию. Эти действия могут показаться безрассудными, бесполезными. Рассчитывать не на что - только на себя и удачу. И трое готовы пожертвовать всем, чтобы избавить близкого человека от смерти. Спасают, а потом, не сомневаясь, вновь идут на риск, чтобы выполнить задание вместо Антонины Чумак. Казалось бы, какое им дело до Конькова? Серёга, понятно, действует согласно своей революционной совести. Но при чём тут Фёдор и Дмитрий? Один - белогвардеец, другой - далёкий от политической борьбы человек. 

Пожалуй, основной итог картины - перемена, происшедшая в сознании этих героев, их переход от частного, личного интереса к общей идее, готовности отдать свою жизнь ради революции. Пусть это стремление у Фёдора и Дмитрия ещё неосознанно, и ими движет благородство, чувство товарищества, неожиданно возникшего взаимопонимания (хотя поначалу споры Серёги и Федора казались непримиримыми). Путь в революцию не прост, и в каждой судьбе это свершается индивидуально, по-своему. Здесь авторы фильма расставляют точные акценты. 

Фёдор, уезжая из белогвардейского отряда на помощь к Антонине, слышит рассказ другого казака о расправе над демонстрантами. А в городе он видит, как расстреливают людей во дворе штаба контрразведки. Дмитрий же представляется человеком, склонным к любой авантюре - будь то поимка золота или освобождение подпольщицы. Авантюрист - это же человек приключений, который ищет острых ощущений, желает разнообразить наскучившую жизнь. Но и в Дмитрии, выключенном по воле судьбы из Истории, оставшемся в стороне от событий, которые охватили всю страну, есть стремление обрести стержень в жизни, найти идею, придающую смысл существованию. Леонид Филатов играет Дмитрия как человека, который начинает осознавать, что рано или поздно надо сделать выбор, встать на чью-то сторону. Дмитрий втягивается в происходящее случайно, но его дальнейший путь закономерен. 

Справедливости ради надо сказать, что в финале не найден иной способ подачи образов Дмитрия и Фёдора, чем это было в предшествующих сценах. Перестрелка с белогвардейцами и смерть героев слишком эффектны. Теряется социальный смысл происшедших внутри них перемен. Концовка кажется поспешной, в ней проставлены все точки над i. Основные персонажи погибают ради революции, которая оправдывает эти жертвы. Но внутренняя убеждённость в том, что революция делается всё-таки для живых людей, а не ради отвлечённой идеи, есть только у красного матроса Серёги, жертвующего собой ради жизни подпольщицы Антонины Чумак. 

Характер Серёги, пожалуй, самый интересный. Можно было ожидать традиционного решения образа революционного матроса, преданного делу революции. Но Виталий Соломин окрашивает характер своего героя лёгкой долей иронии. Порой непримиримость Серёги, например, по отношению к Фёдору, которого он считает «контрой», вызывает улыбку. Желание идти напролом, не считаясь ни с чем («Бога нет, а есть удача»), выдаёт в Серёге бесшабашность и безрассудство молодости. Но внутреннее движение этого характера, меняющегося под воздействием богатой на события эпохи, приводит его к обдуманности каждого поступка, точному расчёту действий. В финале он уже не тот, что прежде. Остались внешняя бравада, мальчишеское озорство, но за этим - глубокая решимость отдать свою жизнь не из-за глупого риска, а по трезвому выбору: ведь кто-то должен заплатить за удачу. 

Картина Константина Худякова в большей своей части избегает опасности превратиться в очередную романтизированную, эстетизированную версию приключенческого фильма историко-революционной тематики. За счёт точности психологических деталей в поведении персонажей, немалой иронии, придающей сюжету и характерам живость, естественность, внутреннюю наполненность, в ленте «Кто заплатит за удачу» неплохо сочетаются жанр и содержание. Приключения всё-таки не заслоняют от зрителей интересные полнокровные характеры. Но иногда избранная авторами стилистика - столкновение цветных и вирированных кадров - кажется чуть манерной, вычурной, знакомой по другим кинопроизведениям. Мотив смены цвета не всегда улавливается. В некоторых сценах вирированные кадры используются как знаки известных сюжетных схем приключенческих фильмов, вносят иронию в повествование. Но порой они точно передают время и эпоху, напоминая выцветшие фотографии. И подобный стилевой «разнобой» мешает воспринимать эту картину как интересную попытку рассказать о революции через призму героико-романтического фильма характеров.

Автор текста - kinanet

Инфу собрал Владимир З
| 2018|