Главная

Советское кино. С13

Создание фильма

Создание клипа

Теория - съемка/монтаж

Классика кино

Статьи о старом кино и их создателях

Учеба от Автора

 

Фан-трейлер

Другие фильмы

Брат

 

Социальные сети
фейсбук
google
Поделиться

Советское кино. Проект "Submarine C13"
Восьмидесятые

Фан-ролик

"Выстрел в спину"

Фильм делали

Режиссеры: Владимир Чеботарев
Сценарий: Николай Леонов
Композиторы: Андрей Петров
Операторы: Юрий Гантман

Премьера в России: 10.11.1980

Кинокомпания: Мосфильм

Продолжительность: 87 мин.

Актеры:

Лев Прыгунов, Александр Збруев, Лариса Удовиченко, Владимир Самойлов, Всеволод Ларионов, Марина Дюжева, Любовь Полищук, Нелли Пшенная, Юрий Саранцев, Владимир Ферапонтов


.........................................................................................................................................................................

Отзывы 

.... Владимир Александрович Чеботарёв человек, безусловно, талантливый, но детектив, на мой взгляд, — не его жанр. Военные ("Батальоны просят огня» (1985)) и приключенческие ("Человек-амфибия» (1961)) ему удаются гораздо лучше. Фильм сделан достаточно добротно, и зелёного цвета рецензии вполне заслуживает, но — с небольшой натяжкой, потому что получился он недостаточно выразительным, даже отчасти — блёклым. Снят по одноимённой повести Николая Ивановича Леонова из цикла произведений о сыщике Льве Гурове. Только в повести главный персонаж — Лев Иванович, а в фильме его зачем-то переименовали в Николая Ивановича (может, писатель сам настоял на «тёзке»?). Актёрский состав, без преувеличения — звёздный. К актёрам вообще претензий нет: каждый из них на своём месте, и каждый воспринимается согласно «назначенной» роли. 

Владимир Самойлов, Всеволод Ларионов, Юрий Саранцев буквально «вросли» в милицейскую форму, поэтому играли легко и непринуждённо. Распределение ролей между четырьмя главными героями тоже — лучше не придумаешь. Роль следователя Гурова могла достаться только Льву Прыгунову (иного и представить невозможно после его ролей в «Сердце Бонивура» (1969) и «Как закалялась сталь» (1973)). Игорь Охлупин нашёл для писателя Павла Владимировича Ветрова наиболее подходящие черты — далеко не мечтательная задумчивость, постоянные внутренние терзания, навязчивая идея всем давать советы и «учить жить», ничуть не задумываясь: нуждаются ли в его советах вообще. Вот только трудно учить тех, кто успел прожить много лет, при этом, сумев хлебнуть «сладкой жизни». Именно таков друг детства писателя — художник Евгений Александрович Шутов. 

Сыграл его Михаил Волков просто отлично — особенно в финале. Последняя ключевая фигура — бывший спортсмен, а ныне по его собственному признанию: «Я один, что ли ворую?!» — Олег Перов. Его жизненное кредо простое: «Ты хочешь, чтобы я жил на 120 рэ в месяц?!» Для Александра Сбруева отрицательные роли не типичны, но актёр он от Бога, поэтому его Олег Перов — личность малоприятная, но сыгран отлично. Женских персонажей мало, да и времени им отводилось в фильме совсем немного. Однако и им удалось увлечь зрителя игрой: Лариса Удовиченко, Любовь Полищук, Софья Пилявская. Оказывается, так тоже бывает: все артисты сыграли очень хорошо, а фильм в целом едва-едва сумел «переползти» планку «неплохо». Но ведь «неплохо» — это почти «хорошо»…
FRIDMON

.... Растлевающая власть денег основная подоплёка этого детектива. Нравственность теряет свои позиции, личность вязнет в непроходимой топи. Один, имея материальное благополучие успешен и самодостаточен, другой деградирует как личность. В чём причина? В соответствии с советской моралью — если деньги заработаны честно, а именно таков писатель Павел Ветров, они лишь средство для жизни. В противном случае, разъедающая внутренности ржа, коросты болезни. Именно таковы Евгений Шутин, художник, погрузившийся в скупку-перепродажу «бабушкиных» икон и Олег Перов, когда то успешный спортсмен чьё имя гремело под сводами стадионов, а ныне пайщик теневой артели. Оба они деляги, прожигающие жизнь, в «гонке за металлом» идущие к своему близкому финишу.

Конечно же, принципиальность Павла это, к гадалке не ходи, членство в рядах КПСС и красный партийный билет, который по аналогии, — 

Я достаю из широких штанин, дубликатом бесценного груза…

Отчасти это подтверждается высказываниями о его заседаниях на художественных советах, успешности на литературном поприще — только вышел из печати двух томный сборник… Кто он? Элита Страны. Рупор Времени. Знаменосец Поколения. Идеология в человеческом облике. Воплощённая. Он правдоруб. И именно осознавая всё это, с некоторой опаской поглядывает на него друг детства: не перечит ему на просьбу вернуть картину Шагала тётушке, советует помириться «иначе растопчет» персонажу А. Збруева — и в словах резонная опытность, молча сносит «пощёчины» на укоры обывательщины, терпит «присвоение» папки с личным делом.

Добротный детектив и великолепием актёров. Хороша семейная пара Л. Удовиченко — А. Збруев. Тряпичная обывательщина в гнезде с коньячно-водочным переливом под чёрную икру. Ей шмотки, ему машины. Вот и всё счастье. Иметь — кредо существования. Неприглядные люди. Едва ли не падшие.

Более высокий полёт у Е. Шутина — «успех, женщины и он сам его всегда волновали более всего», — именно так характеризует этого мачо один из знакомых. Другой вспоминает, — «ах, как он читал Блока». Он «золотой мальчик», наверняка отпрыск номенклатурных бонз чиновничества, вскормлённый на серебре и злате. Ныне в любовницах у него Инна Петровна, надолго ли? Вряд ли. Этот мотылёк порхает с женщины на женщину и к сорока годам не оставил своей донжуановской практики. Постоянство претит. Слишком свободолюбив. Любит себя. Очень любит.

Совершенное убийство вводит в сюжет инспектора уголовного розыска. Лев Прыгунов расцвечивает игрой канву распутывания этого драматичного клубка. Здесь и размышления в сопоставлении фактов, и отработка версий, и психологизм преступника — всё спорится в умелых руках молодого Пинкертона. Действует, как учили. Не отходя от юридических канонов. 

Что-то ты полнеть начал, Николай…, — беззлобно, по-отечески поддевает Гурова подполковник в исполнении Владимира Самойлова, — ну, да с Вами пополнеешь, — парирует следователь, и погружается в дебри найди-отгадай. Приятные человеческие «трели» слышит зритель. Нет надуманности. Есть чувство приятия.

И именно этим дышит фильм. Где то с перегибами, но вполне реалистично для своего времени. Желание жить. Жить хорошо. Каждый делает свой выбор. И сейчас, смотреть на это особенно интересно.
КАЧНУВШИЙСЯ

 

Владимир З
| 2018|