Главная

Проект Submarine C13

Создание фильма

Создание клипа

Теория - съемка/монтаж

Классика кино

Отечественное кино

Учеба от Автора

 

Социальные сети
фейсбук
google
Поделиться

 


Проект "Submarine C13"

ФАН-ТРЕЙЛЕР

"На войне как на войне"

проект "Submarine C13 "

Чёрно-белый художественный фильм, поставленный на киностудии «Ленфильм» в 1968 году режиссёром Виктором Трегубовичем по одноимённой повести Виктора Курочкина. Премьера фильма в СССР состоялась 23 февраля 1969 года.

Съемочная группа

Авторы сценария — Виктор Курочкин, Виктор Трегубович
Режиссёр-постановщик — Виктор Трегубович
Главный оператор — Евгений Мезенцев
Главный художник — Семён Малкин
Композитор — Георгий Портнов
Текст песни — Вольта Суслова
Звукооператор — Ирина Черняховская
Режиссёр — Борис Довлатов
Оператор — Константин Соболь
Художник по костюмам — В. Кропачёв
Художники-гримёры — Б. Соловьёв, Р. Кравченко
Художник-декоратор — Сергей Головин
Оркестр под управлением — Анатолия Бадхена
Военные консультанты — генерал-майор Н. Нильга, гвардии полковник В. Трофименко

Актеры

Михаил Кононов — младший лейтенант Александр Малешкин, командир САУ
Олег Борисов — сержант Михаил Домешек, наводчик
Виктор Павлов — старшина Григорий Щербак, механик-водитель
Фёдор Одиноков — ефрейтор Осип Бянкин, заряжающий
Борис Табаровский — гвардии лейтенант Беззубцев, новый комбат
Михаил Глузский — полковник Дей, командир танкового полка
Пётр Любешкин — замполит Тимофей Васильевич
Валентин Зубков — командир полка
Борис Аракелов — младший лейтенант Чегиничка
Герман Колушкин — Пашка Теленков (роль озвучил Павел Кашлаков)
Пётр Горин — Сергачёв, капитан, командир батареи
Юрий Дубровин — рядовой Громыхало из Подмышки
Ирина Замотина — хозяйка дома Антонина Васильевна

Личное

Фильм легкий. Смотрится на одном дыхании. Не скажу, что фильм в свое время как-то по особенному был воспринят мною. Для меня был очередным "фильмом про войну".

Вернее фильмом про военные будни. Они наполнены всякими мелкими делами. На эти дела накладываются характеры героев. Которые вполне индивидуальны - пронизаные страстями, страхами, желаниями. В военной системе это усложняет управление и приводит к конфликтам.

Вот через такую цепочку событий и идут главные герои фильма - экипаж самоходки - к главному дню своих будней - к участию в боевых действиях. И даже это не является каким-то запредельным для них действием - это продолжение все той же работы. Только разбавленой сверхзадачей - уцелеть в бою и положить как можно больше врагов.
И делают конечно без суперменского надрыва и пафоса. Делают в пределах своей компетенции и силы характера.

Поэтому страх превращает в "тормоз" механика-водителя в самый разгар боя. Но возможно тот-же страх за "собственную несостоятельность" толкает командира самоходки на безумный поступок - бежать впереди самоходки под разрывами снарядов. Страх заставляет "десантника" цеплятся за самоходку и не выполнить рекомендацию сержанта Домешека - соскочить, когда самоходка попадет под обстрел.

Но при всех страхах и особенностях характеров они все вместе сработали как вполне умелая военная машина, оказавшаяся не по зубам антагонистам из "Мертвой головы".

Хотя конечно не обошлось без потерь. Гибнут самые умелые. Только потому что больше всех подставляются. Так уж они устроены - не могут без азарта.

Истерящие командиры ("... я очень добрый и мягкий человек, поэтому прощаю батарее пол-часа опоздания..."). Но их можно понять - огромная ответственность за жизнь людей и за успешные результаты военных операций не оставляет возможности отдаться обыкновенным человеческим желаниям.

Это "нижние чины" могут позволить себе поразвлекаться - устроить "цирк", съесть неприкосновенный запас, пообижаться на "неправильное" поведение командира самоходки, отказавшегося пить с экипажем. Правда у них есть сильный аргумент - они меняют такой образ жизни на будущую "работу", которая может закончиться их гибелью.

В новые времена, когда фильмы про войну - большей частью это мифы на тему войны, фильм "На войне как на войне" нравится своей простотой, легкостью повествования, отсутствием темных сторон войны (гебня, штрафбаты, заградотряды) которыми перегруженны современные фильмы-фантазии на подобную тему.

Размышлизмы от Gorgik1

Фильм о войне, о человеческих отношениях простых бойцов, которых военная судьба свела на крохотном "военном объекте" - самоходной артиллерийской установке. Вроде бы всё обыденно, без лоска, без бравурности, без пропаганды и показного героизма. Но, почему-то фильм захватывает с самых первых кадров и не отпускает до самого конца. А после его окончания еще долго прокручиваются в памяти различные эпизоды, а в ушах стоит печальная, щемящая душу песня "По полю танки грохотали".

Безусловно, в этом заслуга одного из авторов сценария фильма Виктора Курочкина, чья одноименная книга легла в основу сюжета. Попав на фронт 20-летним лейтенантом в 1943 году после годичного обучения в танковом училище, он был назначен командиром самоходной артиллерийской установки СУ-85, которая и описана в книге. Главный герой книги и фильма - это сам автор. Конечно, мы имеем дело с художественным произведением. Однако жизненная правда, многочисленные подробности военного быта, взаимоотношений с начальниками и подчиненными, размышления и переживания юного командира выписаны с неопровержимой реалистичностью. Естественно, надо помнить, что и книга, и фильм были созданы в самом конце 60-х годов 20 века, в эпоху расцвета соцреализма в искусстве. Это не могло не повлиять на описание некоторых ситуаций. Но общий лирический настрой фильма очень органично сочетается с неприметным каждодневным героизмом и патриотизмом всех действующих лиц.

Постановщиком фильма является известный советский кинорежиссер Виктор Трегубович. Наиболее известные его фильмы: "Даурия", "Старые стены", "Уходя - уходи", "Прохиндиада, или Бег на месте".
В фильме "На войне как на войне" Трегубович выступил не только в качестве режиссера - постановщика, но и соавтора сценария. Внимательный читатель книги Курочкина найдет в фильме заметные отличия. Однако фильм абсолютно самодостаточен и является самостоятельным высококачественным произведением.

Для зрителей старшего поколения фильм дает возможность вспомнить знаменитых (к сожалению, уже ушедших) актеров: Михаила Кононова, Олега Борисова, Валентина Зубкова, Михаила Глузского, Виктора Павлова, Бориса Сичкина. А для всех - это прекрасная возможность увидеть всенародных любимцев и их коллег и насладиться их замечательной игрой.
Мне представляется, что успех фильма, его долгая экранная жизнь (фильм вышел на экраны 47 лет назад), желание пересматривать его снова и снова связаны во многом с тем, что авторы и многие актеры сами прошли через войну. И не важно, в каком качестве: боец, командир или подросток, ставший свидетелем всех горестей и лишений. Подкупает правдивость, задушевность и какая-то простая человеческая доброта, пронизывающая весь фильм. В фильме много юмора, шуток, без которых выжить в суровых условиях было бы очень сложно. Фильм сопровождает ненавязчивая приятная музыка, звучат задорные и печальные песни. Очень радует тот факт, что фильм не испорчен раскрашиванием и другими современными примочками, он черно-белый, и это добавляет ему правдивости.

На фоне заполонивших экраны американских блок-бастеров, всевозможных фэнтези, триллеров, где героями являются маньяки, киллеры и психически ненормальные подонки, и вызывающих в зрителях низменные чувства и негативные эмоции, наш фильм - это редкий островок душевности, добра, порядочности и неподдельного патриотизма.

Владимир З
| 2017|