Главная

Проект Submarine C13

Создание фильма

Создание клипа

Теория - съемка/монтаж

Классика кино

Отечественное кино

Учеба от Автора

 

Акира Куросава
Социальные сети
фейсбук
google
живой журнал
Поделиться

 


История кино

Классика кино / имена /

Куросава Акира "Семь самураев"

| 1 | 2 | 3 |

фильмы Акира Куросава

«Семь самураев» (1954) — японский художественный фильм, классическая философская драма Акиры Куросавы.

Фильм появился во многом благодаря тому, что Акира Куросава очень хотел попробовать себя в популярном в Японии жанре «дзидайгэки» (историческом фильме о боевых приключениях самураев), причем сделать его одновременно и глубоким по смыслу, и увлекательным по форме. Первоначально он намеревался сделать фильм-притчу об одном дне из жизни самурая, проследить все поступки героя вплоть до вечера, когда герой должен был совершить ритуальное самоубийство из-за небольшого промаха, допущенного в течение этого дня.

Но сценарий не складывался, Куросава поручил своим помощникам найти исторический сюжет из эпохи древней Японии, и появился сюжет о самурае, нанявшемся за пищу и жильё защищать крестьян от разбойников

Куросава написал подробные биографии и описания каждого значительного героя фильма — какую одежду он носит, как говорит, какую пищу предпочитает и так далее.

Длительность оригинальной версии «Семи самураев» составила 203 минуты; даже для проката в Японии фильм был сокращён почти вдвое (оригинальная версия демонстрировалась только в крупнейших городах). Ещё один сокращённый вариант — до 141 минуты — был создан специально для экспорта, в этой версии фильм шёл в Европе и в США; лишь в 1975 году зрители увидели авторскую версию «Семи самураев»

Премьера фильма в Японии состоялась 26 апреля 1954 года; «Семь самураев» быстро завоевали популярность как в стране, так и за рубежом и стали объектом многочисленных подражаний, из которых наиболее известным является фильм Джона Стерджеса «Великолепная семёрка». Премьера в советском прокате состоялась в апреле 1988 года

Семь самураев Акира Куросава
Хорошее кино от классика кино Акиро Куросава

Сюжет
Япония эпохи Сэнгоку, раздираемая междоусобными войнами, вторая половина XVI века. Жители деревени узнают о готовящемся нападении конной банды. Однажды эти бандиты уже побывали в деревне, забрали часть урожая и молодую женщину. Крестьяне растеряны: они могут изготовить бамбуковые копья, но всё равно не одолеют прекрасно вооружённых и знающих военное ремесло врагов. Не лучше ли им покориться своей участи? Возникает спор. Они обращаются к старейшине деревни Гисаку, живущему на мельнице.

Тот вспоминает случай из своего прошлого и распоряжается нанять для организации обороны самураев. Четверо крестьян отправляются в город в поисках нуждающихся ронинов (самураев, потерявших своих господ), которые согласятся служить только за еду, поскольку крестьянам больше нечего им предложить. Посланцы становятся свидетелями того, как опытный боец Камбэй Симада (Такаси Симура), переодевшись и будучи острижен монахом, обезоруживает и убивает вора, захватившего в заложники ребёнка.

Свидетелями этого подвига оказывается Кацусиро Окамото (Исао Кимура) — юноша из аристократической семьи, и бродяга тёмного происхождения (Тосиро Мифунэ). Кацусиро признаёт Камбэя своим учителем и следует за ним. Бродяга пытается сделать то же самое, но встречает отказ. Крестьяне же рассказывают Камбэю о своей беде, и тот, хотя и не сразу, соглашается помочь им.

Прикинув условия предстоящей задачи по обороне деревни и рассчитав необходимые силы, Камбэй начинает искать других самураев. Вскоре к нему присоединяется добродушный силач Горобэй Катаяма (Ёсио Инаба). Затем Камбэй встречает своего старого боевого друга Ситиродзи (Дайсукэ Като), который очень рад встрече и без особых раздумий соглашается войти в формирующийся отряд. Горобэй приводит Хэйхати Хаясида (Минору Тиаки), не очень способного воина, но остроумного и находчивого человека. Камбэй и Кацусиро становятся свидетелями поединка с участием Кюдзо (Сэйдзи Миягути), который виртуозно владеет мечом. Сперва Кюдзо отказывается от предложения Камбэя, но потом меняет своё решение.

Семь самураев Акира Куросава

Последним присоединяется к отряду бродяга, который получает палкой по голове и, с помощью сомнительной родословной, безуспешно пытается выдать себя за самурая Кикутиё. Но по родословной ему 13 лет (12 на современный русский счет), а выглядит он намного старше. Над ним смеются и не воспринимают его всерьёз. Однако он неотступно следует за самураями; постепенно к нему привыкают и, в конце концов, принимают в отряд.

Жители деревни не знают, кого больше опасаться — далёких пока бандитов или уже прибывших ронинов. От последних они прячут своих дочерей. Однако благодаря энергичному Кикутиё, который прекрасно знает жизнь и страхи крестьян, ронинам удаётся найти общий язык с земледельцами. Они представляются старейшине и знакомятся с одинокой старой женщиной, потерявшей сыновей. Самураи начинают учить крестьян азам воинского дела, планируют оборону, окружают деревню заграждениями и рисуют свой флаг. На этом флаге Кикутиё обозначен треугольником, в отличие от шести законнорожденных самураев, обозначенных кружками.

Вскоре, после того, как созрел и был собран урожай ячменя, появляются разведчики бандитов. Их только трое, и самураи легко расправляются с ними: двое убиты, один захвачен живым. Пленному хотят сохранить жизнь, но крестьяне против. Одинокая старуха забивает его тяпкой. Получив сведения о лагере банды, Камбэй принимает решение сделать вылазку. Двое самураев, Кикутиё и крестьянин-проводник на захваченных у разведчиков лошадях направляются к лесному лагерю, где им удаётся застать разбойников врасплох.

Они поджигают строение, где те спят, и пользуясь паникой и внезапностью, стоя перед входом, убивают нескольких бандитов, выбегающих раздетыми и в полусонном состоянии. Однако большинство бандитов сумело вырваться и организовать отпор. Крестьянин видит свою уведённую бандитами жену, но та отказывается возвращаться к нему (видимо, стыдясь пережитого позора) и погибает в огне. Успех омрачён потерей: спасая крестьянина, в отчаянии пытавшегося вытащить из пожара жену, от выстрела из ружья погибает Хэйхати Хаясида. Вечером самураи и крестьяне торжественно хоронят погибшего на холме у деревни.

Хотя банда несколько поредела, разбойники всё равно решаются напасть на деревню. Возглавляемые самураями крестьяне отбивают атаки одну за другой. Несут и потери. Сгорает вместе с мельницей Гисаку. В одной из схваток погибает Горобэй. У разбойников есть три ружья, которые представляют особую опасность для обороняющихся. Два ружья удаётся захватить при вылазках.

Камбэй строит тактику обороны, используя мнимое «слабое место»: здесь позволяют прорваться в деревню одному или двум конным бандитам, после чего строй обороняющихся тотчас смыкается. Единичные прорвавшиеся всадники обречены: внутри деревни на них набрасывается целая толпа вооружённых бамбуковыми копьями крестьян.

Когда, по подсчету, в банде остаётся только 13 разбойников, Камбэй предугадывает, что следующий бой будет последним и атака состоится завтрашним утром. Об этом сообщают крестьянам. Обрадованные крестьяне подносят самураям сакэ и закуску из припрятанных запасов, о наличии которых говорил Кикутиё. Но сбываются и их страхи: Кацусиро вступает в половую связь с крестьянской дочерью.

Утром в деревню намеренно пропускают всех бандитов. Во главе их идет одноглазый вожак. Бой проходит под проливным дождём. Самураи уничтожают разбойников одного за другим. Ситиродзи встречает врага копьём. Китикуё перед боем втыкает в землю 6 мечей. После того, как он сшибает с коней троих, его меч ломается и он берет один из припасённых. Камбэй втыкает в землю меч и подбирает лежащий рядом лук. Он поражает разбойников стрелами. Закалывает своего первого Кацусиро. Одноглазого вожака банды зарубил Кюдзо. Бандиты врываются в дом, где прячутся женщины, и отстреливаются из последнего оставшегося у них ружья. Гибнет от пули мастер меча Кюдзо. Раненый пулей Кикутиё мечом поражает атамана банды. Кикутиё испускает дух на мосту, атаман — при падении в воду.

Семь самураев Акира Куросава

После битвы в живых остаются трое самураев: предводитель отряда Камбэй, его старый друг Ситиродзи и юный Кацусиро. Кацусиро в последних кадрах бежит за крестьянской дочерью, но останавливается на мосту. Камбэй и Ситиродзи остаются в кадре. Камбэй произносит завершающую речь. Затем камера показывает могильник, в верхней части которого расположены четыре курганные насыпи. В насыпи воткнуты мечи, трепещут флажки на деревянных флагштоках. Меч, вонзённый в крайнюю правую от зрителя насыпь, развернут в сторону, отличную от остальных. Ветер гонит пыль.

Хорошее кино от классика кинематографа Акира Куросава

Десять фильмов Куросавы, которые надо увидеть

«Расемон» / Rashomon (1950) 

«Идиот» / Hakuchi (1951)

«Жить» / Ikiru (1952)

«Семь самураев» / Shichinin no samurai (1954)

«Телохранитель» / Yojimbo (1961)

«Дерсу Узала» (1975)

«Кагемуся: Тень воина» / Kagemusha (1980)

«Ран» («Смута»)/ Ran (1985)

«Сны Акиры Куросавы» / Akira Kurosawa’s Dreams (1990)

«Августовская рапсодия» / Hachi-gatsu no kyoshikyoku (1991)