Главная

Проект Submarine C13

Создание фильма

Создание клипа

Теория - съемка/монтаж

Классика кино

Отечественное кино

Учеба от Автора

 

Челюсти. Фильм Стивена Спилберга
Челюсти. Фильм Стивена Спилберга
Челюсти. Фильм Стивена Спилберга
Челюсти. Фильм Стивена Спилберга
Челюсти. Фильм Стивена Спилберга
Социальные сети
фейсбук
google
живой журнал
Поделиться

 


История кино

Челюсти

Ужас от Стивена Спилберга/Steven Spielberg

  1. Кино как фантазия от Стивена Спилберга
  2. Челюсти
  3. Индиана Джонс
  4. Инопланетянин
  5. Парк Юрского периода
  6. Спасти рядового Райана
  7. Мастер-класс для своих от Стивена Спилберга

«Челюсти» (англ. Jaws; США, 1975) — триллер режиссёра Стивена Спилберга.
Экранизация одноимённого произведения Питера Бенчли. Фильм стал обладателем трёх премий «Оскар».
Считается, что именно этот фильм был впервые назван «блокбастером».
...........................................................................................................................................................

Челюсти. Фильм Стивена Спилберга
Классики кинематографа.
«Челюсти»
Стивен Спилберг

Жанр - ужасы / триллер
Режиссёр - Стивен Спилберг
Автор сценария - Питер Бенчли
Карл Готтлиб
Говард Сэклер
В главных ролях - Рой Шайдер
Роберт Шоу
Ричард Дрейфусс
Лоррейн Гэри
Оператор - Бил Батлер
Композитор - Джон Уильямс
Кинокомпания - Universal Pictures
Длительность - 124 мин
Бюджет - $6 млн
Страна - США
Год - 1975

Действие фильма происходит с 1 по 5 июля 1974 года — на острове Эмити, где расположен небольшой курортный городок с тем же названием. Молодая девушка Кристина Уоткинс купается ночью, но становится жертвой акулы.

Утром шеф местной полиции Мартин Броуди и его помощник Ленни Хендрикс находят на берегу остатки тела Кристины. Она стала первой жертвой огромной белой акулы, которая появилась у берегов Эмити.

Броуди недавно перевёлся на остров из Нью-Йорка и живёт здесь вместе с женой Эллен и двумя сыновьями: Майком и Шоном.

Шеф полиции хочет на некоторое время закрыть пляжи, оповестить о трагедии береговую охрану и вызвать специальную команду для поимки акулы, но мэр острова Ларри Воун, поддерживаемый владельцами прибрежных гостиниц и мотелей, категорически против такой перспективы, так как городу нужны "летние доллары".

А впереди ещё 4 июля — День независимости США, будет присутствовать множество гостей и уже в 50-й раз должна состоятся ежегодная парусная регата. Броуди соглашается с Воуном, врач переписывает заключение о смерти Кристины, якобы попавшей под винт катера.

Тем временем число жертв акулы продолжает увеличиваться. Сначала погибает собака одного из отдыхающих по кличке Пиппет, в тот же день акула съедает мальчика Алекса Кинтнера. Уже напуган и сам мэр, но он все ещё не желает оповестить всех о грозящей на острове опасности. Местный охотник на акул, ветеран Второй мировой войны, рыбак Квинта (Роберт Шоу), предлагает на собрании городских воротил за 10 тысяч долларов на своём судне выловить акулу-людоеда. Все увещевания Мартина Броуди и прибывшего сюда эксперта из национального института океанографии Мэтта Хупера не возымели действия. Местные рыбаки ловят трёхметровую акула, город с лёгкостью вздыхает, хотя Хупер не находит в её внутренностях человеческих останков.

Пропадает без вести рыбак Бен Гарднер. 4 июля акула-убийца предстаёт перед глазами сотен купальщиков на мелководье, утащив в пучину инструктора по плаванию. Старший сын Броуди Майкл в результате шока от увиденного попадает в госпиталь. Шокированный мэр подписывает договор с Квинтом, и на охоту за акулой на рыбацкой шхуне «О?рка» (англ. «Orca»), приспособленной к ловле акул, отправляются вместе с рыбаком учёный Мэтт Хупер и шеф полиции Мартин Броуди (несмотря на то, что страдает водобоязнью).

Куинт, используя запрещённую наживку ловит акулу на крючок. Хупер спускается в море в стальной клетке, чтобы сфотографировать акулу и убить её шприцом с ядом. Однако бестия разбивает клетку, Хуперу удаётся забиться в расщелину. Акула выпрыгивает из воды и обрушивается на корму судна, которое начинает тонуть. Куинт по палубе съезжает в пасть акулы и погибает в страшных муках. Акула заглатывает баллоны с кислородом, которыми от неё пытатется отбиться Броуди. Судно идёт ко дну, Броуди забирается на мачту. Ему удаётся выстрелом угодить в баллон, застрявший в пасти акулы, голову хищницы разносит взрывом. Броуди и выплывший на поверхность Хупер плывут к берегу.

Челюсти. Фильм Стивена Спилберга

Владимир Гордеев: (мнение)
Стивен Спилберг: number one

Первый блокбастер Стивена Спилберга, первый его супер-хит, да и вообще, во всех отношениях безупречная картина. "Челюсти" — экранизация одноименного романа Питера Бенчли. Экранизация, как можно видеть, удачная, а на мой взгляд, и вовсе наголову превосходящая скучноватый производственный роман о буднях шерифа приморского городка, в прибрежных водах которого завелась акула-людоед.

Кинофильм четко делится на две части, по часу каждая. Первая часть посвящена неведомой угрозе со стороны океана. Неведомой не только потому, что никто точно не знает, какой породы акула и каких она размеров, а еще и объективно: Спилберг не показывает акулу зрителю, хитроумно нагнетая напряжение за счет пляжной суматохи, "субъективной камеры" со стороны акулы, инерционной тупости местных и приезжих обывателей, целеустремленно лезущих в воду. Поскольку действие происходит в курортном городке накануне нацыонального праздника 4-го июля, мэр противится закрытию пляжей, идя на поводу у местных бизнесменов. Таким образом, первая часть посвящена противоборству человека с человеком. Шериф Броди, настаивающий на закрытии пляжей (исполнительная власть), против мэра Ларри (законодательная власть). Всё по-чесноку: законодательная власть побеждает. Даже в таком ужасном нюансе (мы же смотрим хоррор, верно?) демонстрируется безукоризненность работы американской системы.

Вторая часть – захватывающая охота на акулу, во время которой охотники постепенно превращаются в дичь. Общая композиция фильма напоминает мне композицию романа Хемингуэя "Острова в океане", в котором первая часть была целиком посвящена рыбалке, охоте на марлина, а две остальные – житейским передрягам типа войны (первая часть была прекрасной). Таким образом, если в первой части Спилберг показал противостояние человека и человека, то во второй части нам показывают противостояние человека и зверя. И обе части сделаны совершенно потрясающе. Как говорится, выбирайте сами, кому что интереснее.

В 70-х годах развлекательный жанровый (фантастический) кинематограф сделал несколько важных шагов вперед. У фильмов вырос бюджет, постановщики сделали ставку на больший реализм, отказавшись от наивной условности, прежде доминировавшей в жанре. Результат в виде феноменальных кассовых сборов не заставил себя ждать.

Можно выделить три этапные картины, каждую в своем поджанре. Уильям Фридкин со своим "Экзорцистом" заставил зрителя поверить в существование дьявола (occult horror), Ридли Скотт в "Чужом" показал настоящую космическую тварь (sci-fi horror). И, наконец, Стивен Спилберг показывает удивительно реалистичное морское приключение – охоту на гигантскую акулу, которая выглядит как настоящая и которой прекрасно подыгрывают отличные драматические актеры (natural horror). Фильм поставлен и снят виртуозно, скриншотами можно забить пару страниц прокрутки. Множество изобретательных ракурсов, интересных задумок, крайне удачно реализованных, великолепный монтаж.

Наконец, в одном эпизоде мы видим такую постановку света, какую нынче можно лицезреть в любом голливудском блокбастере (и во всех фильмах Камерона – это точно). Я имею в виду эпизод, в котором Броди и Хупер, рассекая на катере, находят брошенную лодку. Хупер надевает акваланг и ныряет в фирменный голливудский синий туман, пронзенный пыльными лучами подводных фонарей.

"Челюсти" и по сей день остаются самым великим фильмом в жанре "natural horror", разделяя пьедестал с "Птицами" Хичкока, хотя, стоит признать, фильм "Птицы" — это, в первую очередь, фантастическая аллегория. Заметим также то обстоятельство, что Хич снял "Птиц", когда ему было 64 года, а Спилберг снял "Челюсти" в возрасте 28 лет. После того, как "Челюсти" всего за 76 дней стали самым кассовым фильмов в истории кино, думаю, ни у кого не осталось сомнений в том, кто является самым Главным Голливудским Режиссером. И кто будет таковым и впредь, вплоть до наступления продюсерской зрелости Джеймса Камерона, сменившей в нем зрелость режиссерскую.

Челюсти. Фильм Стивена Спилберга

Интересные факты
* Кассовые сборы в США составили 260 млн долл., в остальных странах 210,6 млн долл.

* В сцене, где акула нападает на клетку с сидящим в ней Хупером, операторы подводных съёмок Рон и Валери Тейлор (Ron & Valerie Taylor) использовали настоящую акулу. Но так как живая акула была гораздо меньше механической, для съёмок построили уменьшенную клетку, в которой находилась женщина очень низкого роста. В первоначальном варианте акула не должна была ломать клетку, но после того, как настоящая рыба начала вламываться в клетку и эти редкие кадры были сняты, был переписан сценарий и эти сцены вставлены в фильм.

* В эпизодических ролях снялись Стивен Спилберг (в сцене на пляже, где он в оркестре играл на кларнете) и Питер Бенчли (телерепортёр, ведущий репортаж об акуле на Эмити).

* После выхода фильма владельцы некоторых пляжей подали в суд, так как сильно уменьшилось число посетителей пляжей.

* Начальная сцена фильма была спародирована самим Спилбергом в комедии «1941» (1979).

* Рабочее название фильма было «Безмолвие в воде» (Stillness in the Water).

* Механическую модель акулы, сделанную для съёмок фильма, на съёмочной площадке прозвали «Брюс». Это обстоятельство было использовано создателями мультфильма «В поисках Немо», в котором белую акулу тоже зовут Брюсом. Забавно и то, что по воспоминаниям участников съёмок фильма механическая акула постоянно выходила из строя; нечто подобное происходит и с белой акулой из «В поисках Немо».

* Ещё одну прямую ссылку на «Челюсти» сделали авторы фильма «Подводная братва», в начале которого белая акула напевает знаменитую музыкальную тему из «Челюстей», сопровождающую каждую атаку хищника.

* События декабря и ноября 2010 года в Египте и Турции, связанные с нападением на туристов акул, напомнили людям, о фильме «Челюсти». Страхи нападения «Белой смерти» отпугнули туристов от глубоководных и не наблюдаемых пляжей. Мотивы Питера Бенчли и экранизированная версия «Челюстей» вновь начинают поднимать глубинные страхи перед обитателями морей.

В качестве кандидата на роль Броди рассматривался Чарльтон Хестон, но в итоге Спилберг отдал предпочтение Рою Шайдеру. Хестон был так раздражен, что после выхода фильма на экраны разругал его и поклялся, что никогда не будет сниматься у Спилберга. Так и поступил (отказался от роли в "1941").

* Автор романа и сценария Питер Бенчли хотел, чтобы в фильме сыграли Пол Ньюман, Роберт Редфорд и Стив Маккуин.

* Хупера могли сыграть Джефф Бриджес, Тимоти Боттомс, Джон Войт и Ян-Майкл Винсент.

* Ричард Дрейфус сперва отказался сниматься (сказав, что этот фильм он бы с удовольствием посмотрел, но не стал бы в нем играть), а потом передумал. Дрейфуса Спилбергу отрекомендовал Лукас, снявший его в своих "Американских граффити" двумя годами ранее.

* В роли Квинта Спилберг видел актера и писателя Стерлинга Хэйдена. Но у того были проблемы с налоговой службой. В итоге пригласили Роберта Шоу, не зная, что у него те же проблемы. После съемок и получения гонорара Шоу бежал из Америки (недаром же он снимался в фильме "Афера" Дж. Р. Хилла). Кстати, Шоу, который всегда был не дурак выпить, во время съемок конкретно запил. "Он был джентльменом, когда был трезв. Но стоило ему опрокинуть сто грамм, как он превращался в конкретную суку", — отзывался о нем Рой Шайдер.

* Кроме того, роль Квинта Спилберг предлагал Ли Марвину. Тот сказал "спасибо, но я лучше пойду половлю рыбку".

* Во время пре-продакшна Спилберг зашел со своими друзьями Мартином Скорсезе, Джорджем Лукасом и Джоном Милиусом в студию, разрабатывающую спецэффекты. Подойдя к акуле, Лукас шутки ради засунул голову рыбе в челюсти, а Спилберг и Милиус, шутки ради, прокрались к пульту управления челюстями и нажали кнопку. Челюсти сомкнулись на шее Лукаса, после чего их заклинило. Спилберг и Милиус долго высвобождали Лукаса, а потом все трое удрали из студии, в испуге, что нанесли ущерб дорогостоящей модели.

* Спилберг снял одну кровавую сцену, в которой акула, перед тем как уйти под воду, тащит в зубах над поверхностью воды верхнюю часть человека. Эта сцена показалась ему настолько ужасной, что он не включил ее в фильм.

* Спилберг хотел включить в фильм эпизод, в котором Квинт смотрит в кинотеатре "Моби Дика" (с Грегори Пеком в гл. роли), начинает дико хохотать над китовьими спецэффектами и, разогнав дурацким смехом всю публику, остается в зале один. Пек был совладельцем прав на фильм и, когда Спилберг пришел к нему с просьбой разрешить использовать кусок фильма, отказал. Отказал, потому что ему самому не нравился ни фильм, ни собственная игра в нем.

* В дополнение к прозвищу "Брюс" акула, героиня фильма, получила от Спилберга еще одно прозвище — "Большое белое дерьмо", из-за косяков в аниматронике.

* Изначально предполагалось, что акула не будет жрать Квинта, а утащит его за собой на морское дно.

* Жителям острова Мартас-Винъярд заплатили по 64 доллара, чтобы они бегали по пляжу, размахивали руками и кричали. До выхода фильма на остров приезжало отдыхать 5000 туристов, после выхода фильма — 15000.

* В роли домашнего любимца Броди снялся пес Спилберга.

* Питер Бенчли был изгнан со съемочной площадки, поскольку слишком спорил насчет кульминационной сцены.

Челюсти. Фильм Стивена Спилберга

* На самом деле, "субъективной камеры" (взгляд со стороны акулы) не планировалось. Это был вынужденный шаг, поскольку акула постоянно ломалась.

* Когда Джон Уильямс впервые сыграл Спилбергу "тему акулы", ставшую впоследствии знаменитой, тот рассмеялся и сказал: "Джон, это смешно. О чем ты думал, когда писал "тему акулы?". Впоследствии Спилберг заявил, что саундтрек Уильямса — половина успеха фильма.

* В сцене, где миссис Кинтер отвешивает Броди пощечину, она его била по-настоящему. И так несколько дублей. "Это были самые болезненные дубли в моей жизни", — говорил Шайдер.

* Когда фильм был доделан, он настолько поразил боссов "Юниверсал", что те замутили беспрецендентно дорогую по тем временам телерекламу стоимостью в 700 000 долларов.

* Страшную мелодию, символизирующую приближение акулы, исполнял на трубе Томми Джонсон.

* Судно "Orca" изначально называлось "Warlock".

* Джон Уильямс дирижировал оркестром во время оскаровской церемонии. Когда он сам получил "Оскара" за саундтрек, ему пришлось сгонять на сцену за статуэткой и вернуться обратно за дирижерский пульт.

* Критики считали, что классность фильма — целиком на совести монтажера Верны Филдс. Чтобы доказать обратное, Спилберг больше никогда с ней не сотрудничал.

* На съемках "Челюстей" впервые был испробован и запантенован операторский прием, когда ближний план остается неизменным, а задний приближается.

* Спилберг, как и Броди, панически боится воды.

Награды:
3 "Оскара" — лучшая музыка, монтаж, звук.
"Золотой глобус" — лучшая музыка.
Академия НФ, хоррора и фэнтези — "Выдающийся фильм 1975 года", лучшая реклама.
American Cinema Editors, USA — лучший монтаж.
Golden Screen, Germany
Grammy Awards — лучший саундтрек.
People's Choice Awards, USA — любимый фильм.

..................................................................................................................................................

| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |