Главная

Создание фильма

Создание клипа

Теория - съемка/монтаж

Классика кино

Отечественное кино

Учеба от Автора

 

Стивен Спилберг. Парк Юрского периода
Стивен Спилберг. Парк Юрского периода
Стивен Спилберг. Парк Юрского периода
Стивен Спилберг. Парк Юрского периода
 
Социальные сети
фейсбук
google
Поделиться

 


Классика кино

Парк Юрского периода

Пришельцы из прошлого от Стивена Спилберга/Steven Spielberg

  1. Кино как фантазия от Стивена Спилберга
  2. Челюсти
  3. Индиана Джонс
  4. Инопланетянин
  5. Парк Юрского периода
  6. Спасти рядового Райана
  7. Мастер-класс для своих от Стивена Спилберга

«Парк Юрского периода»
(англ. Jurassic Park) — научно-фантастический фильм 1993 года режиссёра Стивена Спилберга, основанный на одноимённом романе Майкла Крайтона. В фильме рассказывается о вымышленном Туманном острове, где учёные создали парк развлечений с клонированными динозаврами. Джон Хэммонд (Ричард Аттенборо) приглашает группу учёных, сыгранную Сэмом Нилом, Джеффом Голдблюмом и Лорой Дерн, чтобы они проинспектировали парк до его открытия. Из-за диверсии одного из сотрудников динозавры прорываются на волю, а технический персонал и посетители пытаются убежать с острова.
............................................................................................ ...................................................

Стивен Спилберг. Парк Юрского периода
Классики кинематографа.
«Парк Юрского периода»
Стивен Спилберг

Жанр - фантастика, триллер
Режиссёр - Стивен Спилберг
Автор сценария - Девид Коепп
Майкл Крайтон
В главных ролях - Сем Нил
Лора Дерн
Джефф Голдблюм
Ричард Аттенборо
Джозеф Маццелло
Ариана Ричардс
Мартин Ферреро
Боб Пек
Сэмюэль Л. Джексон
Вейн Найт
Оператор - Дин Канди
Композитор - Джон Уильямс
Кинокомпания - Universal Studios
Длительность - 127 мин
Бюджет - $95,000,000
Страна - США
Год - 1993

«Парк Юрского периода» считается вехой в использовании компьютерных спецэффектов и получил множество положительных отзывов от кинокритиков, которые высоко оценили их качество, хотя реакция на другие элементы картины, например создание персонажей, была неоднозначной.

В мировом прокате фильм заработал 914,000,000 $, став самым успешным на то время фильмом. На текущий момент фильм находится на 15 месте среди самых кассовых фильмов в мировом прокате и семнадцатым по сборам в США.

«Парк юрского периода» породил целый франчайз, включая сиквелы «Парк юрского периода 2: Затерянный мир» (1997) и «Парк юрского периода 3» (2001). Создание фильма «Парк юрского периода 4» в настоящий момент отложено.

Сюжет
Глава компании InGen, профессор Джон Хэммонд, находит способ воссоздания динозавров посредством генной инженерии. Генетическую основу он находит в москитах, которые миллионы лет назад кусали динозавров, а потом, сев на дерево, увязали в древесной смоле. Недостающие фрагменты кода в ДНК он заменяет фрагментами кода современных земноводных — лягушек. Он создаёт огромный зоопарк, обитатели которого — вымершие миллионы лет назад динозавры.

При транспортировке одного из велоцирапторов происходит инцидент, приводящий к смерти сотрудника. Из-за этого инвесторы начинают давить на Хэммонда и заставляют его перед открытием парка провести пробный тур для компетентных лиц. В качестве таких лиц Хэммонд выбирает палеонтологов Алана Гранта и Элли Сэттлер, математика Яна Малкольма и юриста своих инвесторов — Дональда Дженаро. Все приглашённые просто шокированы, увидев настоящих живых динозавров. Однако при обсуждении парка на стороне Хэммонда, с желанием открыть такой парк, остаётся только юрист Дональд.

Остальные относятся к такой затее с большой осторожностью и сомнением. Хэммонд начинает экскурсию для своих посетителей. После короткого мультфильма, демонстрирующего технологию воссоздания вымерших видов, учёные и юрист попадают в помещение, где выводят динозавров. Там они наблюдают, как из яйца вылупляется велоцираптор. Малкольм интересуется, как сотрудникам парка удаётся контролировать популяцию. Сотрудник парка уверяет его, что все особи на острове женского пола и, следовательно, самовольное размножение динозавров невозможно.

После такого теоретического введения четверо посетителей отправляются на экскурсию по парку на двух автоматических электромобилях. К ним присоединяются внуки Хэммонда — Лекси и Тим. Однако, динозавры не желают появляться ни просто так, ни за приманкой. По дороге гости парка выходят из машин чтобы посмотреть на заболевшего от отравления трицератопса. После осмотра все, кроме Элли (она остаётся с ветеринаром присматривать за трицератопсом и позже уезжает с ним на Джипе в центр), возвращаются в машины.

Тем временем один из сотрудников парка, Нэдри, подкупленный конкурентами, отключает систему защиты, чтобы получить доступ к хранилищу эмбрионов, из которого он должен вынести эмбрионы нескольких видов динозавров. Опаздывая на корабль, который отплывает от острова парка всего через несколько минут, Нэдри не справляется с управлением и застревает на своем джипе. Пытаясь вытащить джип лебёдкой, Нэдри встречается с некрупным, но опасным дилофозавром и становится его жертвой.

После того, как система защиты отключена, электромобили с экскурсантами останавливаются - прямо напротив загона одного из наиболее сильных и опасных динозавров - тираннозавра. Поняв, что защитное напряжение отключено, тираннозавр ломает ограждение и выходит к электромобилям с посетителями парка. Пытаясь спрятаться, юрист Дональд забегает в стоящие рядом туалеты. Дети, оставшиеся без присмотра в первой машине, ненароком привлекают внимание тираннозавра, который нападает на них и переворачивает машину.

Стивен Спилберг. Парк Юрского периода

Пытаясь отвлечь тираннозавра на себя, Ян получает серьёзную травму ноги и оказывается погребённым под обломками туалета, который разрушает динозавр. Затем последний съедает сидевшего в туалете Дженаро. Добежав до первой машины, Алан успевает вытащить из неё Лекси, но Тим остаётся в машине. Тираннозавр возвращается к первой машине и сбрасывает её с обрыва вместе с Тимом.

Таким образом Алан и внуки Хэммонда оказываются один на один с дикой природой, кишащей динозаврами. На пути в центр управления они наблюдают удивительную картину — скорлупу от яиц, из которых вылупились динозавры. Это подтвердило опасения Яна Малкольма о том, что «жизнь прорвётся через преграды»: появились особи мужского пола, так как для восстановления повреждённых ДНК использовались части ДНК современных амфибий, способных при надобности менять свой пол.

Раненого Яна Малкольма спасают от смерти Элли и егерь Роберт Малдун, с трудом оторвавшись на джипе от преследования вернувшегося тираннозавра. Они присоединяются к Джону Хэммонду и главному инженеру Рэю Арнольду, пытающимся включить систему безопасности. После перезагрузки системы нужно запустить генераторы в бункере, расположенном неподалёку от центра управления. Сначала к ней отправляется сам Арнольд. Он долго не возвращается, что вызывает беспокойство у оставшихся (позже выяснится, что он погиб).

К бункеру направляются Элли и Роберт. После выхода на поверхность, Малдун понимает, что велоцирапторам удалось выбраться из специального укреплённого загона, и теперь ему и Элли грозит смертельная опасность. Отправляя Элли к бункеру, Роберт намеревается застрелить преградившего путь велоцираптора. Однако велоцираптор оказывается не один. Пока Роберт готовится в него выстрелить, другой велоцираптор нападает на него сбоку и убивает. Элли успевает благополучно добежать до распределительного щитка. На нём она поочерёдно запускает системы безопасности парка. После чего также подвергается внезапному нападению велоцираптора. После отчаянной схватки за свою жизнь, ей удаётся-таки вырваться из бункера, заперев в нём хищника.

Тем временем, Алан, Тим и Лекси добираются до гостевого центра. Они остаются одни. Гостевой центр оказался небезопасным для детей местом, и туда проникли два велоцираптора. Тем не менее, детям удаётся спастись от них. Алан встречает Элли, возвращается в гостевой центр и встречает там перепуганных детей.

Вчетвером они пытаются скрыться от преследующих их велоцирапторов. В холле двое велоцирапторов окружают их, как вдруг в самый последний момент один из них становится жертвой внезапно появившегося тираннозавра. После гибели своего сородича, второй велоцираптер бросается на тиранозавра, стремясь отомстить, и тоже погибает. Воспользовавшись моментом, Алан, Элли, Тим и Лекси сбегают оттуда. Присоединившись к Хэммонду и Малкольму, все садятся на вертолёт и улетают с острова. Джон Хэммонд решает оставить затею с парком

Стивен Спилберг. Парк Юрского периода

Интересные факты

* В первоначальном варианте финальной сцены герои спаслись от велоцирапторов без помощи тираннозавра: рапторы были убиты рухнувшими костями скелетов, стоявших в холле (как заявляли создатели фильма, существующий вариант был выбран из-за его зрелищности и обещанной производителем спецэффектов возможности реализации).

* Борьба за право экранизировать одноимённый роман Майкла Крайтона началась ещё до его публикации. Главным требованием автора были стартовый гонорар в 1,500,000 $ и немалый процент от будущих сборов. Среди заинтересовавшихся романом киностудий были Warner Bros., Columbia Pictures и 20th Century Fox, видевшие в режиссёрском кресле соответственно Тима Бёртона, Ричарда Доннера и Джо Данте, но, в конечном счёте, в мае 1990 года права достались Universal Pictures и Стивену Спилбергу.

* Съёмки фильма проходили с 24 августа по 30 ноября 1992 года на Гавайских островах (остров Кауаи) и в Калифорнии.

* 11 сентября 1992 года ураган Иники обрушился на Гавайские острова, вызвав кратковременную задержку в съёмках фильма. Из-за урагана съёмочная группа перебралась на крупнейший остров архипелага Оаху, где была снята сцена с тираннозавром, появляющимся из-за кустов и поедающим мелкого динозавра галлимимуса. Это единственная сцена на открытом воздухе, снятая не на острове Кауаи.

* Роль доктора Саттлер первоначально была предложена Робин Райт Пенн. Также её могла сыграть Жюльетт Бинош, которая отклонила предложение.

* Оператор фильма Дин Канди появляется в камео в качестве рабочего дока, с которым Деннис Недри разговаривает через свой компьютер.

* Самый первый вариант сценария картины было поручено написать самому Майклу Крайтону, в тот период пока режиссёр Стивен Спилберг был занят работой над фильмом «Капитан Крюк» (1991). По словам автора из-за значительного объёма романа сценарий будущего фильма вобрал в себя не больше 10-20 % книги. В октябре 1991 года за переработку сценария взялась Малия Скотч Мармо, а в начале 1992 года к работе приступил Дэвид Копп, внёсший значительные изменения в предыдущую версию.

* По настоянию Стивена Спилберга сценаристы поменяли местами возраст детей, Лекс и Тима, и их персонажи. В Романе Майкла Крайтона одиннадцатилетний Тим одержим компьютерами и старше своей сестры, которой 7-8 лет. Это было сделано для того, чтобы роль Тима смог получить юный Джозеф Мацелло, который на прослушиваниях к фильму «Капитан Крюк» произвёл сильное впечатление на знаменитого режиссёра.

* Ариана Ричардс получила приглашение на прослушивания после того как Стивен Спилберг обратил внимание на игру юной актрисы в телевизионной драме «Арлина и Кимберли» (1991), за которую та была удостоена Young Artist Award — главной награды года для молодых исполнителей. В числе прочего режиссёра интересовало насколько хорошо и громко актриса сможет кричать, для чего отвечающий за подбор актёров в течение трёх минут записывал отчаянные крики девочки. Получившийся результат полностью удовлетворил режиссёра, который позднее утверждал, что он не слышал столь правдоподобных криков ужаса со времён «Кинг-Конга» 1933 года.

* Роль Лекс могла достаться Анне Кламски.

* Дрожание воды в стакане в салоне Форда при приближении тираннозавра было достигнуто с помощью струны гитары, прикреплённой снизу к подносу, на котором стоял стакан.

* Крупная фирма по производству игрушек Kenner выпустила серию фигурок, изображающих персонажи фильма: Гранта, Саттлер, Малкольма, Малдона, Недри и Тима. Ариана Ричардс была очень расстроена, что её персонаж Лекс не удостоился такой чести.

* Аниматронная модель малыша-трицератопса была сконструирована специально для сцены, в которой один из детей решает прокатиться верхом на динозавре. Постановщики спецэффектов бились над этой сценой около года, но в последний момент она была вырезана из финальной версии фильма, поскольку режиссёр посчитал, что сцена неоправданно замедляла бы ход развития событий.

* Премьера фильма прошла 9 июня 1993 года в музее National Building Museum в Нью-Йорке, а все вырученные от неё средства пошли на благотворительность.

* Первая актёрская работа Ричарда Аттэнборо после более чем четырнадцатилетнего перерыва.

* «Парк юрского периода» заработал 914,700,000 $ в мировом кинопрокате и в течение четырёх с половиной лет до выхода «Титаника» оставался самым кассовым фильмом за всю историю кино.

* В сцене рождения динозавров в лаборатории по первоначальному замыслу из яйца вылуплялись трицератопсы, которых позднее заменили на велоцирапторов.

* Первый фильм, использовавший формат звука DTS — Digital Surround Sound.

* Многие мелкие ошибки и неточности подправлялись с помощью компьютерной графики. В некоторых случаях дублёры и каскадёры были сделаны более походящими на актёров, а в одной из сцен был полностью добавлен автомобиль Ford Explorer.

* Рёв тираннозавра состоял из соединённых вместе голосов слонёнка, тигра и аллигатора, а для его дыхания были использованы звуки выдыхания воздуха китом.

* Режиссёр Стивен Спилберг был настолько уверен в коммерческом успехе «Парка Юрского периода», что он ещё до окончания работы над фильмом приступил к работе над своим следующим проектом, «Списком Шиндлера» (1994), полностью поручив пост-продакшн фильма Джорджу Лукасу.

* Роль Джона Хэммонда предлагалась Шону Коннери.

* Сцена с велоцирапторами в кухне снималась в день рождения Джозефа Мацелло. По ошибке во время одного из дублей актёр налетел на динозавра, получив при этом несколько лёгких ушибов и царапин.

* Съёмки картины завершились за 12 дней до запланированной даты, полностью уложившись в бюджет.

* Для сцены, где тираннозавр выхватывает динозавра из стаи галлимимусов и пожирает его, был использован звук собаки, трясущей игрушку в своей пасти.

* Чтобы создать видимость беспилотного автомобиля, движущегося с помощью электроэнергии по рельсу, использовалось скрытое управление, установленное сзади каждой из машин. Водитель был спрятан под брезентом, а для того, чтобы он мог видеть дорогу и происходящее впереди, существовал специальный экран, изображение на который поступало с двух небольших камер. Одна из них была установлена на панели перед рулевым колесом, а вторая на переднем бампере.

* Продюсер фильма Джеральд Р.Молен появляется в камео в качестве доктора Герри Хардинга, которого главные герои встречают в начале экскурсии рядом с больным трицератопсом.

* В кадре, где показываются сувениры, посвящённые будущему «Парку юрского периода» можно заметить книгу «The Making of Jurassic Park» — «Создание Парка Юрского периода» Дона Шея и Джоди Данкан. Эта книга в действительности существовала, и в ней рассказывалось о работе над фильмом.

* Роль Малдона (охотника, отвечающего за безопасность в парке) могла достаться Брайану Коксу.

* Необычное оружие, которое использует Малдон — это дробовик Franchi SPAS 12 итальянского производства.

* Заголовки газет, лежащих на холодильнике в трейлере доктора Гранта: «Пришельцы из космоса украли моё лицо» («Space Aliens Stole My Face») и «Динозавры на Марсе!» («Dinosaurs On Mars!»).

* Перед началом экскурсии по парку Тим в беседе с доктором Грантом упоминает Роберта Бэккера и его книгу о динозаврах. Палеонтолог Роберт Бэккер был одним из научных консультантов фильма.

* Все многочисленные сувениры с эмблемой Парка юрского периода (футболки, игрушки, фляжки, упаковки и многое другое), которые можно увидеть в фильме, существовали в действительности и использовались в рекламной кампании проекта.

* После участия в съёмках картины у Арианы Ричардс появился настолько сильный интерес к динозаврам, что следующим летом она принимала активное участие в раскопках окаменелостей динозавров в Монтане, проводимых профессором Джеком Хорнером, который был главным научным консультантом «Парка юрского периода».

* Аниматронная модель тираннозавра в полный рост весила около 6 тонн и была ростом чуть больше 6 метров при длине в 12 метров. Во время съёмок первой атаки тираннозавра, которая происходила в сильный ливень и снималась на закрытой съёмочной площадке, резина, покрывавшая модель, впитала в себя большое количество воды, сделав её ещё более тяжёлой и практически неуправляемой. Обслуживающему персоналу пришлось работать, не покладая рук всю ночь, чтобы высушить тираннозавра. В конечном счёте, было принято решение сконструировать специальную платформу над тираннозавром вне поля видимости камеры, которая бы удерживала льющиеся потоки воды.

* Плюющиеся ядовитой слюной дилофозавры в реальности были значительно больше и не обладали такой редкой способностью. Их размеры были уменьшены ради того, чтобы неискушённые зрители не перепутали их с рапторами.

Стивен Спилберг. Парк Юрского периода

* Несмотря на название фильма, большинство показанных в нём динозавров существовали в меловом периоде мезозойской эры, а не в предшествующем ему юрском.

* Стивен Спилберг настоял на том, чтобы рапторы были ростом около трёх метров, хотя на тот момент о существовании столь крупных разновидностей не было известно (реальные велоцирапторы не превышали в высоту 60 см). Уже во время съёмок фильма при раскопках окаменелостей динозавров были обнаружены особи рапторов трёхметрового роста, получившие название Ютарапторов.

* В первоначальном варианте сценария персонажи Дженнаро и Малкольма были объединены в один, а Малдон оставался в живых. В книге Майкла Крайтона Малкольм и доктор Хаммонд погибали, хотя первый из них затем чудесным образом воскресал в её продолжении, объясняя этот факт тем, что «врачи проделали отличную работу».

* Когда тираннозавр атаковал машину с Лекс и Тимом внутри, по сценарию стекло не должно было разбиваться, и поэтому испуганные крики детей в этот момент были абсолютно натуральными.

Киноляпы
* В сценах с тиранозавром видно, что он делает один шаг примерно за 1,5—2 секунды. Однако характерные звуки шагов при приближении тиранозавра, когда появляются волны на воде (в стакане или луже), раздаются в два-три раза реже.

* Масса крупного взрослого тиранозавра — около 7 т (чуть меньше, чем у полностью загруженного грузовика ГАЗ-3310 Валдай, в обиходе несколько некорректно также иногда именуемого «большая „Газель“», полная масса около 7,5 т. Также для сравнения, масса самца африканского саванного слона может достигать 12 т, при среднем значении 5—6 т). При этом, при движении животного в сотнях метров от него почему-то дрожит вода (даже в частично изолированных емкостях — стакан с водой на «торпеде» джипа), как при землетрясении силой в 3—4 балла.

* В сцене, когда в лаборатории появляется на свет велоцираптор, есть небольшая накладка между кадрами с расположением механизма, переворачивающего яйца (когда Хаммонд обращается к детёнышу).
......................................................................................................................................................

| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |