Главная

Проект Submarine C13

Создание фильма

Создание клипа

Теория - съемка/монтаж

Классика кино

Отечественное кино

Учеба от Автора

 

Энни Холл Фильм Вуди Аллена
Энни Холл Фильм Вуди Аллена
Энни Холл Фильм Вуди Аллена
Энни Холл Фильм Вуди Аллена
Энни Холл Фильм Вуди Аллена
Социальные сети
фейсбук
google
живой журнал
Поделиться

 


История кино

Энни Холл

(от режиссера Вуди Аллен)

  1. Жизнь как кино от Вуди Аллена | Часть 1 | Часть 2 |
  2. Энни Холл
  3. Пурпурная роза Каира
  4. Проклятие нефритового скорпиона
  5. Цитатник от Вуди Аллена
  6. Фирменный стиль фильмов Вуди Аллена

Жанр - комедия

Энни Холл Фильм Вуди Аллена
Классики кинематографа.
"Энни Холл" Вуди Аллен

Режиссёр - Вуди Аллен
Продюсер - Чарльз Х. Джофф, Роберт Гринхат, Фред Т. Галло
Автор сценария - Вуди Аллен, Маршалл Брикмен
В главных ролях - Вуди Аллен
Дайан Китон
Шелли Дюволл
Кэрол Кейн
Тони Робертс
Кристофер Уокен
Пол Саймон
Оператор - Гордон Уиллис
Композитор - Ишэм Джонс
Джон Джейкоб Лоэб
Гас Кан (песни)
Кинокомпания - United Artists
Длительность - 94 мин
Бюджет - 4 млн долл.
Страна - Соединённые Штаты Америки США
Год - 1977
.................................

«Энни Холл» (англ. Annie Hall, 1977) — американский художественный фильм Вуди Аллена, получивший 4 премии «Оскар» в категориях: лучший фильм, лучшая женская роль — Дайан Китон, лучший режиссёр — Вуди Аллен, лучший оригинальный сценарий — Вуди Аллен, Маршалл Брикмен и одну номинацию — Вуди Аллен был номинирован на премию за исполнение главной мужской роли).

Фильм был номинирован на премию «Золотой глобус» в 5 номинациях (лучший режиссёр — Вуди Аллена, лучшая комедия или мюзикл, лучшая мужская роль в комедии или мюзикле — Вуди Аллен, лучшая женская роль в комедии или мюзикле — Дайан Китон, лучший сценарий — Вуди Аллен, Маршалл Брикмен) и получил одну премию за лучшую женскую роль в комедии или мюзикле.

Фильм также получил 5 премий BAFTA в категориях: лучший фильм, лучший режиссёр — Вуди Аллен, лучшая женская роль — Дайан Китон, лучший сценарий — Вуди Аллен, Маршалл Брикмен, лучший монтаж — Ральф Розенблум, Уэнди Грин Бричмонт и 1 номинацию — Вуди Аллен за исполнение главной мужской роли).

Кое что о сюжете
Американцы, которые неплохо принимали фильмы Вуди Аллена его пародийного периода, с восторгом отнеслись к первой «почти серьезной» картине режиссера. Лишний раз подтвердилась гипотеза, что известные мастера кино ставят автобиографические, полуавтобиографические, в общем, личные ленты где-то в 42 года, «земную жизнь пройдя до половины». Аллен в фильме «Энни Холл» впервые попробовал не столько «спародировать», а просто иронически взглянуть на собственную биографию и судьбу. «Алленизмы по поводу любви, дружбы, славы, о предпочтении Нью-Йорка вместо Лос-Анджелеса» — вот что составляет, по словам критика Леонарда Молтина, суть картины.

Американцы вообще считают ее лучшей в творчестве режиссера (четыре премии «Оскар» — за фильм, режиссуру, сценарий и главную женскую роль). Им понравилась «лирическая или романтическая комедия» — так определили критики жанр. Хотя нельзя скрыть также и тот факт, что «Энни Холл» — не только самая короткая лента среди главных лауреатов Американской киноакадемии, но и одна из наименее кассовых. Однако парадокс ситуации заключается в том, что для Вуди Аллена, напротив, — это также и высшее коммерческое достижение (около $40 млн), к которому по результатам приблизились только две его картины: «Ханна и ее сестры» (1986) и «Манхэттен» (1979).

В запутанном романе нью-йоркских интеллектуалов Элви Сингера и Энни Холл (кстати, Холл — настоящая фамилия Дайэн Китон, которую связывали творческие и личные отношения с Алленом в первой половине 70-х годов) больше бесконечных разговоров о любви, чем самой любви. Тем не менее американцы желали замечать лишь «любовный сюжет» из жизни городской элиты.

Ироническая канва повествования, высмеивание режиссером собственных и присущих всем иным «высоколобым» различных комплексов, его подтрунивание над самомнением эстетов, их завышенной оценкой личных качеств, художественных задатков и потенций — все это пропускалось многими с милой улыбкой.

В других случаях они испытывали раздражение, когда Вуди Аллен был еще более серьезен, следуя традициям своего любимого режиссера Ингмара Бергмана, или же увлекался сатирой и трагифарсом, безжалостно избавляясь от маний «еврейского мальчика из Бруклина» и «еврея-интеллигента с Манхэттена».

Фильм «Энни Холл» любопытен для любителей кино еще и тем, что в нем есть множество кинематографических ссылок, а наиболее дотошные зрители смогут разглядеть в крошечных эпизодах ныне известных актеров Джефа Голдблума, Беверли Д'Анджело, Сигурни Уивер и Брук Шилдс.

Впечатление пристрастного зрителя
Романтическая комедия о наступлении эмоциональной зрелости, которая приходит в самый разгар кризиса среднего возраста, пришлась американцам по душе и получила 4 «Оскара». Центральный персонаж фильма, как это нередко бывает у Вуди Алена – его альтер-эго, стенд-ап-комик Элви Сингер. Личность, надо признаться, малосимпатичная. Это самовлюбленный эгоист, одержимый множеством комплексов и фобий, не способный получать удовольствие от жизни. (Изначально фильм назывался «Агедония».)

Энни Холл Фильм Вуди Аллена
Первое появление на экране Джеффа Голдблума...
Энни Холл Фильм Вуди Аллена
...и одно из первых - Кристофера Уокена.

И вот однажды Элви встречает - как выясняется впоследствии - самую главную женщину своей жизни, начинающую певицу Энни. Неспособный перебороть свою инфантильность и эгоизм, привыкший больше говорить о любви, чем любить, Сингер, в конечном итоге, остается один. Но что-то в Элви неуловимо меняется – его талант получает новый толчок для развития, и кажется, что сам он наконец-то взрослеет.

«Энни Холл» представляет собой «фирменный фильм Вуди Аллена» в наиболее концентрированном виде.

Прообраз Элви Сингера Аллен использовал еще во время клубных выступлений (а начинал Вуди как стенд-ап-комик): невротик, одержимый сексом и кучей комплексов зануда-интеллектуал. Эту маску герои Вуди Аллена будут носить последующие 30 лет. Практически вся фильмография Аллена пост-комедийного периода (за редкими исключениями наподобие «Зелига», «Пурпурной розы Каира», «Матч-поинт» и еще нескольких фильмов) напоминает такой себе киносериал, с центральным героем и несколькими сквозными сюжетами.

Энни Холл Фильм Вуди Аллена
Вуди Аллен считает Дайан Китон выдающейся комической актрисой

А все сюжеты и идеи более поздних картин взошли именно на почве фильма «Энни Холл». Романтическая линия, например, была разыграна в «Сладком и гадком» - великолепном мокьюментари, посвященном «забытому» герою джаза 20-х годов. Эпизоды воспоминаний о детстве в Бруклине вылились в картину «День радио». И так далее.

Но на фоне остальных картин от Вуди Аллена «Энни Холл» производит невероятно мощное и свежее впечатление. Во-первых, здесь очень много прекрасных чисто кинематографических находок, которые свободно и легко сочетаются с алленовскими скетчами и анекдотами.

Некоторые скетчи Вуди проговаривает прямо в камеру, как будто выступает в клубе, с иными обращается прямо к прохожим. Прекрасен эпизод, когда Сингер, желая посрамить выскочку, выводит за руку в кадр (как будто вытаскивая на сцену) Маршалла Маклюэна, чью цитату неправильно привел выскочка. (Кстати, изначально планировалось, что это должен быть Бунюэль.)

Энни Холл Фильм Вуди Аллена
Сцена с Маршалом Маклюэном - во время просмотра "Энни Холл"
вас ожидает еще немало сюрпризов

Во-вторых, любой, кто интересовался вопросом, обратит внимание на множество автобиографических моментов. Например, Дайан Китон, исполнившая «оскароносную» роль Энни Холл, в жизни также поет и занимается фотографией. На автобиографичность материала имеется даже указание в самом фильме – например, в прекрасной и смешной сцене Сингер ставит свою пьесу, в которой преломились его взаимоотношения с Энни (но, конечно же, в свете, наиболее выгодном Элви).

Вся эта игра в исповедальность, пускай и преподнесенная в ироничном ключе, не может не подкупить.

Но если отвлечься от сентиментального сюжета – не будем забывать о том, что нас кормят пускай высококлассной, но все же мелодрамой – сложно избавиться от мысли, что в своем первом «почти серьезном» и «почти автобиографическом» фильме насмешливый Вуди Аллен не смог удержаться и спародировал, кроме прочего, особый кинематографический жанр – автобиографию творца.

Жаль, что со временем Аллен ушел в высококлассную и тонкую, но все же самопародию.

Тем интереснее сегодня посмотреть фильм, с которого начинались все Вуди-алленовские киноигры в неврастеничного интеллигента из Бруклина, одержимого сексом и ненавидящего Лос-Анджелес. Кстати, в свое время эта картина был настолько популярна, что отдельные фразы из диалогов вошли в речь ньй-йоркцев, как минимум, на несколько лет. По крайней мере, нас в этом уверяют кинокритики.

Факты

* Бюджет фильма – $4 млн. Сборы в прокате – $38.2 млн.

* Съемочный период: 19 мая 1976 – февраль 1977.

* Сегодня трудно поверить, но Энни Холл Вуди Аллен задумал как детективную комедию с романтической линией. Позже он понял, что романтическая часть в сценарии получилась лучше всего, и всю историю с таинственным убийством, в расследование которого втянуты герои, убрал – но не забыл, позже использовав в "Загадочном убийстве на Манхэттене" (1993), где также сыграл в паре с Дайан Китон.

* Черновая монтажная версия фильма длилась 140 минут. Аллену пришлось урезать ленту до традиционных полутора часов, и среди удаленных сцен были следующие: Элви встречается с одноклассниками; Элви оказывается в закусочной (здесь должен был появиться Дэнни Айелло); ряд эпизодов с участием Кэрол Кейн, Джанет Марголин, Коллин Дьюхерст и Шелли Дювалл; сцена с Харви Фирстейном (это было бы его первое появление в кино) и многое другое.

* Из фильма также выбросили сцену с Кристофером Уокеном, но через неделю Аллен вернул ее на место.

* Еще одной вырезанной сценой стала фантазия, в которой Элви и Энни погружаются в ад. Через двадцать лет Аллен использовал ее в ленте Разбирая Гарри (1997).

* Сцена, где Элви чихает в кокаин, была незапланированной и получилась случайно. Аллен решил оставить ее, потому что на тест-просмотре зрители приняли ее с большим энтузиазмом. Однако ее пришлось немного расширить – Аллен побоялся, что из-за громкого смеха многие пропустят следующие шутки.

* Настоящее имя Дайан Китон – Дайан Холл, а ее детское прозвище – Энни.

* Шутки Элви, которыми он фонтанирует перед аудиторией в университете Висконсина, – это давний юмористический репертуар Вуди Аллена, с которым он выступал в клубах и на Шоу Дика Кэветта.

* Все, во что одевается Энни Холл, был частью личного гардероба Дайан Китон. После фильма широкие брюки Энни, в которых она расхаживает полфильма, вызвали настоящий бум в моде – девушки и женщины подражали Энни, доводя до исступления своих отцов и мужей, таская из шкафа их брючные костюмы.

* Ожидая перед кинотеатром, Элви язвительно замечает – «Я определенно отличаюсь от актеров из Крестного отца». Китон сыграла в Крестном отце (1972), к тому же здесь появляется Рик Петручелли, сыгравший в легендарной гангстерской саге громилу, который защищает Майкла Корлеоне на пути в больницу.

* В сцене, где люди на улице пристают к Элви с вопросами, можно наблюдать любопытную массовку – ей стали все уличные зеваки, которые остановились, чтобы посмотреть, как снимают кино.

* Элви и Энни должны встретиться на фильме Ингмара Бергмана Лицом к лицу (1976). Это одна из тех лент, повлиявших на творчество самого Аллена.

* Ни разу вы не услышите, чтобы Элви или Энни говорили друг другу «Я люблю тебя». Максимум, что можно услышать от них о любви, так это рассуждение Элви о том, что подобные признания не являются достаточно вескими словами, чтобы передать чувства человека.

* Один из учителей в классной комнате пишет на доске дату – «вторник, 1 декабря». 1 декабря родился Вуди Аллен.

* Первое появление на экране Сигурни Уивер. У будущей звезды Чужого (1979) еще нет слов, и она появляется буквально на несколько мгновений – в качестве очередной пассии Элви Сингера.

* Это и одно из первых появлений в кино Беверли Д’Анджело – здесь она актриса в телевизионном шоу Роба.

* Знаменитый канадский исследователь масс-медия Маршалл МакЛюэн (1911-1980) появляется в фильме в качестве самого себя. Однако Аллен мечтал, что подобным свадебным генералом станет Феллини или Бунюэль.

* Полностью «немые» начальные титры Аллен позаимствовал из фильма Мартина Ритта Фронт (1976), в котором сыграл главную роль.

* Фильм должен был называться Анхедония (Anhedonia); это древнее слово, означающее невозможность человека переживать удовольствия. Против названия категорически выступала компания United Artists, кроме того, ее боссы так и не нашли человека со стороны, который смог бы объяснить значение этого слова. В конечном счете, Аллен вынужден был уступить и за три недели до премьеры поставил в название имя главной героини.

* Фильм также мог получить название Американские горки «Желание» (A Roller Coaster Named Desire; издевательский намек на Трамвай «Желание») и Должен быть еврей (It Had to Be Jew).

* Бен Стиллер рассказывал, что обожает сцену встречи Элви с родителями Энни. Фактически, из этой сцены родилась популярная комедия со Стиллером "Знакомство с родителями" (2000).

Награды Оскар-1978

* лучший фильм
* лучшая женская роль - Дайан Китон
* лучший режиссер - Вуди Аллен
* лучший оригинальный сценарий - Вуди Аллен, Маршалл Брикман
* лучшая мужская роль - Вуди Аллен (номинация)
......................................................................................................................................................

| 1 | 1-2 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |