Главная

Создание фильма

Создание клипа

Теория - съемка/монтаж

Классика кино

Отечественное кино

Учеба от Автора

 

Пурпурная роза Каира Фильм Вуди Аллена
Пурпурная роза Каира Фильм Вуди Аллена
Пурпурная роза Каира Фильм Вуди Аллена
Пурпурная роза Каира Фильм Вуди Аллена
Пурпурная роза Каира Фильм Вуди Аллена
Пурпурная роза Каира Фильм Вуди Аллена
Социальные сети
фейсбук
google
Поделиться

 


Классика кино

Пурпурная роза Каира

(от режиссера Вуди Аллен)

  1. Жизнь как кино от Вуди Аллена | Часть 1 | Часть 2 |
  2. Энни Холл
  3. Пурпурная роза Каира
  4. Проклятие нефритового скорпиона
  5. Цитатник от Вуди Аллена
  6. Фирменный стиль фильмов Вуди Аллена
Пурпурная роза Каира Фильм Вуди Аллена
Классики кинематографа.
"Энни Холл" Вуди Аллен

Жанр - комедия
Режиссёр - Вуди Аллен
Продюсер - Роберт Гринхут
Автор сценария - Вуди Аллен
В главных ролях - Денни Айелло, Джефф Дэниэлс, Миа Фэрроу
Оператор - Гордон Уиллис
Композитор - Дик Хаймен
Джон Джейкоб Лоэб
Гас Кан (песни)
Кинокомпания - Orion Pictures
Длительность - 85 мин
Бюджет - 15 млн долл.
Страна - США
Год - 1985
....................................................................................

«Пурпурная роза Каира»
(The Purple Rose of Cairo (англ.) — кинофильм, комедия режиссёра Вуди Аллена.
Премии «Золотой Глобус» и BAFTA, приз ФИПРЕССИ Каннского кинофестиваля. Детям рекомендуется просмотр совместно с родителями.

Героиня фильма — самая обычная женщина. Ее жизнь протекает так же однообразно, как у большинства домохозяек. Чтобы развлечься и подышать ароматом "сладкой" жизни, она ходит в кино. Во время одного из сеансов главный герой, красавчик в пробковом шлеме и костюме для сафари, сходит с экрана в зал. Конечно, обычная земная женщина и красавчик в шлеме влюбляются друг в друга. Дальнейшее действо так же банально: они направляются в ресторан. Киногерой обаятелен и по-звездному мил, но оказывается, он не в состоянии заплатить — его деньги в ходу только на экране.

Другие экранные персонажи беснуются: куда делся их компаньон?
Голливудские продюсеры присылают актера, сыгравшего главную роль (в жизни это циничный и приземленный человек), чтобы тот соблазнил женщину и разбил сердце романтическому киногерою. Обычная земная женщина постигает затертую, линялую истину: ей нужен обычный мужик, способный зарабатывать элементарные бабки, а киногерой… что ж, с ним можно встречаться, но только изредка, в темноте кинозала. И они расходятся в разные стороны, она — в опостылевшую квартирку, он — на до смерти надоевшие светские рауты и сафари…

В финале героиня приходит в любимый кинотеатр к концовке фильма «Цилиндр» и знаменитой песне «Щека к щеке», повторяя самое начало фильма.

Грустная лирическая комедия Вуди Аллена отличается от других его фильмов в первую очередь тем, что в нём отсутствует Вуди Аллен-актер. Не придумался подходящий типаж для себя — вот какие дела. Главная мужская роль досталась Джеффу Дэниелзу. И это определенно пошло фильму на пользу. Он оказался избавлен от чрезмерной и не всегда комичной суетливости, от жирно расставленных еврейских акцентов, от запахов фаршированного карпа и поскрипываний кожаной обивки кресла, вытащенного из психиатрического кабинета. Зато приобрел приятственную меланхолию, чей удельный вес особенно повышается в тех случах, когда фильм снят в жанре ретро. А "Пурпурная роза Каира" сделана именно в таком жанре, — события картины происходят во времена Великой депрессии.

Можно было бы порассуждать на счет "магии кино", киноволшебства, но в книге Вуди Аллена я прочел вот что: "Если бы я вдруг не мог делать кино, я бы не слишком огорчился, но без письменного стола не протяну и недели". Плевать хотел Аллен на кино. Он и в фильме иронизирует над "магией кино", но делает это настолько тонко, и заходит настолько далеко, что заставляет зрителей проникнуться и поверить в то, что иллюзии на самом деле способны изменить человеческую жизнь. "Бедная, бедная женщина! — как бы говорит он. — Посмотрите, какая бедная женщина! Но ее может спасти любовь. И кино".

Создание фильма
Вспоминая о работе над картиной Вуди Аллен отзывался так

«Пурпурная роза» был фильм, когда мне пришлось запереться в комнате и писать. Написав половину я остановился — непонятно было куда двигаться дальше. Остановился и начал обдумывать совсем другие идеи. Намного позже меня неожиданно осенило. Настоящий актёр приезжает в город и ей нужно выбрать между экранным героем и реальным. Она выбирает настоящего, а тот бросает её. Вот тогда идея превратилась в фильм. До того же всё никак не срасталось.

Снимался фильм в небольшом пригороде Нью-Йорка, посёлке Пьермонт[2]. Завязка сюжета перекликается с одним из ранних рассказов Аллена, в котором поклонник литературного произведения настолько погружён в него, что через некоторое время понимает, что сам перенёсся внутрь романа. По мнению биографа Вуди Аллена Эрика Лакса, в фильме отчётливо звучит автобиографическое начало. Детство Аллена прошло в Бруклине, где поблизости от его дома был кинотеатр «Кент». О нём будущий режиссёр отзывался как о «самом великом месте моего детства». Создатель отдал ему дань уважения, перед тем как кинотеатр снесли, в нём сняли одну из сцен картины.

В некоторых своих картинах, где Аллен не задействован как актёр, используется характерный для него приём, когда один из актёров в кадре становится воплощением «Аллена» на экране. В «Пурпурной розе Каира» этот персонаж Сесиллия — она, как свойственно персонажам Вуди Аллена, склонна к романтизму и слишком верит в счастливое будущее. В главной роли начал сниматься Майкл Китон. К его работам Аллен относился с большим уважением, а сам Китон согласился участвовать за очень скромный гонорар, ради чести поработать вместе с мастером. После 10 дней съёмок режиссер ленты решил, что актер ему не подходит, так как не соответствует внешности героя-любовника 1930-х годов. В сложном воплощении двойного персонажа Бокстера/Шепперда его заменил Джефф Дэниэлс.

Помимо постоянно снимавшихся в картинах Аллена Миа Фэрроу и Дайян Китон, были привлечён ансамбль известных актёров. Критики отметили достойную игру тех, кто играл «фильм внутри фильма», известных исполнителей 1950-1960 годов Джона Вуда, Зои Колдуэлл, Эда Хермана. Отдельно можно упомянуть небольшую роль звезды MGM 1940 годов — Вана Джонсона.

Руководство кинокомпании «Орион» попыталось повлиять на режиссёра, дабы сделать концовку комедии не столь печальной. Вуди Аллен, которого называют «иконоборцем» за самокритичный подход и своё видение процесса съёмок, отказался. Финал фильма остался таким, как его представил себе режиссёр

Восприятие и критика
Фильм «Пурпурная роза Каира» Ален относил к любимым своим фильмам отозвавшись о нём как о случае «когда всё получилось близко к тому, как я задумал» . Большинство критиков положительно восприняли картину и отнесли её к числу лучших созданных мастером. Кинообозреватель New York Times Винсент Кенби назвал комедию «чистым очарованием» и «84 минутами счастья». Дэйв Кер однако отнёсся к творческому началу картины более прохладно — как к наивной работе новичка, а изыски сценария назвал неумелой пародией на Феллини.

Как и во многих своих работах Аллен легко, словно мимоходом, рассказывает о глубоких философских темах — тонкой грани между вымыслом и реальностью и исцеляющей силе искусства. В «Пурпурной розе Каира» отчётливо прослеживается влияние классики кинематографа, таких фильмов как «Белый шейх» и «Шерлок Холмс младший» . Приём разрушения «четвёртой стены», который использует режиссёр далеко не новый в кинематографе, но режиссёр преподнёс его необычным образом.

Важным элементом, создающим атмосферу картины, является визуальный ряд, заслуга оператора Гордона Уиллиса. Хотя фильм повествует о 1930-х, его нельзя назвать стилизацией под старину. У создателей картины была возможность увлечься спецэффектами, которые для своего времени вполне достойны, но они выбрали иной подход. Парадоксальное впечатление создаёт противопоставление реального и вымышленного мира. При этом цветной реальный мир города, в котором живёт героиня пустой, одинокий и мрачный. В противоположность ему чёрно-белый мир «фильма внутри фильма» — праздник и отдохновение души Сесилии.

Сюжет картины достаточно предсказуем, но интрига содержится не в нём. Кульминацией фильма становится столкновение троих героев Бакстера, Шепперда и Сесилии. В этом сюрреалистическом противостоянии раскрывается основная идея картины. Бегство от реальности не может заменить счастье и не может быть продолжительным. В финальных кадрах фильма героиня словно впав в транс и забыв о жестоком разочаровании, наблюдает за танцем Фреда Астера и Джинджер Роджерс

Джефф Дэниэлс и Миа Фэрроу

Интересные факты о фильме:

  • Первоначально в главной роли снялся Майкл Китон, но Вуди Аллену результат не понравился и он заменил его на Джеффа Дэниелса.
  • Вуди Аллен неоднократно заявлял, что это самый любимый фильм из всех им снятых.
  • Джефф Дэниелс открыл в своем родном городе Челси, штат Мичиган, драмтеатр под названием "Пурпурная Роза".
  • После предварительного просмотра фильма, Аллену сказали, что если он изменит концовку — будет хит. Он отказался, возразив, что именно из-за такой концовки и взялся снимать фильм.

..........................................................................................................................................................

| 1 | 1-2 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |