Главная

Проект Submarine C13

Создание фильма

Создание клипа

Теория - съемка/монтаж

Классика кино

Отечественное кино

Учеба от Автора

 

Социальные сети
фейсбук
google
живой журнал
Поделиться

Фильмы Beatles
Фильмы Beatles
Фильмы Beatles
Фильмы Beatles

Cоздание клипа

Фильмы группы Beatles как История кинематографа

Работу "Битлз" в кино сейчас всерьез изучают западные искусствоведы. Изобретен термин "битлз-фильм" в попытке обозначить специфику этих лент.

Двадцать лет назад первая картина с участием знаменитого ансамбля "Ночь после трудного дня" (A Hard Day's Night) (1964) увидела свет.

Драматург Элан Оуэн, знаток жизни ливерпульских низов, постарался в сценарии ленты передать стремление музыкантов во что бы то ни стало пробиться "в люди", бежать от опостылевшей действительности британского захолустья. Скука, однообразие, прозябание-отсюда озорство, желание эпатировать буржуа. Режиссер Ричард Лестер, ознакомившись с набросками драматурга, согласился с предложенной концепцией: его прежние работы в телевизионных рекламных передачах с их бурлеском, изощренной фантазией, необычным юмором во многом соответствовали тогдашним концертным выступлениям "Битлз" на грани фарса и буффонады.

Сюжет фильма? Он прост: группа едет в Лондон, чтобы записывать там очередной диск, и в то же время полон веселых проделок. Каждый эпизод - полувымысел-полуправда: нечто подобное случалось во время многочисленных турне "Битлз". Скрывшись от фанатичных поклонников, четверка отправляется в небольшой ресторан, где ее, к счастью, никто не узнает. Для каждого из музыкантов такой вечер-момент полного "освобождения от славы"... Увы, на следующий день они вновь дурачатся перед телекамерами: шоу-бизнес неумолим, зрители жаждут видеть своих кумиров.

Основная идея ленты: квартет оказался в плену собственного успеха, ведь к 1964-му битломания охватила уже большинство западноевропейских стран, США и даже Австралию и Новую Зеландию. Возможно, что Джон, Пол, Джордж и Ринго надеялись с помощью "Ночи..." сбить "девятый вал" популярности среди беснующихся на их концертах подростков. Фильм, несмотря на задор и комизм, был своеобразным "криком отчаяния", призывом к "милосердию". Но лишь подогрел бушевавшие страсти.

Год спустя число желавших увидеть "Битлз" на экране значительно увеличилось. В очередях за билетами на новую ленту, которая называлась "На помощь!", выстаивали не только мальчишки и девчонки, но и люди постарше. Среди них солидные дамы, их преуспевающие мужья, те, кого Джон Леннон саркастически призывал бряцать погромче драгоценностями, раз уж они соизволили оказать благосклонность "простым ребятам из Ливерпуля".

По своим художественным достоинствам фильм "На помощь!" во многом превосходил первый и все же не мог сравниться с "Ночью..." по достоверности. "Битлз" выглядели на этот раз марионетками на фоне шикарных пейзажей. "Фоновый" характер их ролей сказался и на меньшем, чем ожидалось, успехе этой комедии с переодеваниями и смешной путаницей. Все было забавно, но утомительно однообразно. Критики оценили "На помощь!" как обычную голливудскую поделку (чего так боялся поставивший ее Лестер). Многим стало ясно: истэблишмент взялся "приручать" тех, кто в своих песнях восстал против морали и социальной демагогии господствующей верхушки.

В пору творческой зрелости, когда ансамбль работал над созданием наиболее значительного своего альбома "Оркестр Клуба одиноких сердец сержанта Пеппера", музыканты решили самостоятельно поставить телевизионный фильм. "Волшебное и таинственное путешествие" (Magical Mystery Tour) (1967)-так они назвали его. Съемки происходили без всякой подготовки: квартет сел в автобус и отправился в путешествие, а камера внимательно следила за всеми перипетиями довольно странной поездки. Четверке некому было помочь: к этому времени не стало их импресарио Брайана Эпстайна, вдохновителя предыдущих картин, человека не только больших коммерческих способностей, но и особенного художественного чутья. Поэтому лента оказалась лишь бледной копией первого фильма.

Критики разнесли "Путешествие" в пух и прах. Но четверку это не удручало. В откровенно экспериментальной картине было главное-музыка. Одна из песен называлась "Я-морж", и в ней четко прозвучал протест против засилья монополий, а также ханжества "добропорядочных граждан", держащих наготове камень за пазухой...

По всеобщему признанию, крупной удачей "Битлз" в кинематографе стала полнометражная мультипликация "Желтая подводная лодка" (Yellow Submarine) (1967). С нею познакомились зрители одной из Недель английского кино в СССР. Изобразительный ряд фильма, созданного режиссером Джорджем Даннингом и художником Хайнцем Эдельманном - нечто феерическое, буйство красок и фантазии. Психологические зарисовки тонко вплетены в музыкальную ткань ленты. Главная идея фильма - борьба за мир и счастье. На выдуманную планету Пепперленд волею случая попадают четыре героя (в них легко узнать "Битлз"). Планета захвачена жестокими существами с диктаторскими замашками - Синими Пигмеями. И герои вступают в борьбу со злодеями: оказывается, Пигмеи больше всего боятся... песен - веселых, озорных. Недаром они вооружены "противомузыкальными ракетами". Бессильны чудовища - стоит им услышать мелодии квартета, особенно "Все, что тебе нужно - это любовь", как они в панике разбегаются.

Музыканты всерьез надеялись, что песни и любовь способны уничтожить зло и насилие. В мультфильме проповеднический гимн "Все, что тебе нужно..." исполнял Джон Леннон. И он же стал позднее трагической жертвой зла не выдуманного, а реального, присутствующего в западном обществе, культивирующем насилие и террор- Марк Чэпмен, наемный убийца, связанный с американскими спецслужбами, расстрелял Джона в упор. Так с ним расправились за его прогрессивные убеждения, участие в антивоенном движении. И горько, безысходно прозвучали тогда, 8 декабря 1980 года, строки всепрощенческой любви.

Уча любить ближнего своего, сами "Битлз" тем не менее оказались не на высоте - перепалки и ссоры между ними становились все более частыми. И последняя кинолента "Пусть так и будет" (Let It Be) (1970) оказалась прощальной для квартета и его поклонников. Этот фильм-кинодневник нескольких дней из жизни ансамбля. Камера бесстрастно фиксирует всю психологическую сложность их отношений, зашедших в тупик. Достоинство картины - она показала яркую индивидуальность каждого из музыкантов, дала некоторое представление об их дальнейшей творческой судьбе. Какова же она?

...Леннон в 1967-м начал работать отдельно с Ричардом Лестером, когда снимался в антивоенном фильме "Как я выиграл войну". Лента стала, пожалуй, самой значительной в его кинокарьере. Джон исполнил роль новобранца, которого постоянно распекает капрал за неумение, а главное-нежелание "сражаться во славу британской короны". Война несправедливая, колониальная - это мерзость, утверждает картина. Аналогичная тема прозвучала и в заключительной композиции "Один день из жизни" на пластинке "Оркестр Клуба...". Английская цензура запретила трансляцию песни, а заодно и широкий показ фильма.

Начиная с 1968 по 1972 год Леннон вместе с женой Йоко Оно создал около дюжины различных лент, большинство - документальных. во многом напоминающих "сюрреалистические киноколлажи" художника поп-арта Энди Уорхола. Но ни одна из них не была столь актуальной, как первая.

Ринго Старр начал работать в кинематографе почти одновременно с Джоном - еще в составе "Битлз", снявшись в 1968 году в комедии "Кэнди". Но "звездный час" Ричарда Старки (псевдоним Ринго) наступил в апреле 1970-го, когда в Лондоне состоялась премьера картины "Волшебный христианин". В основе фильма одноименный роман Терри Саудерна, опубликованный еще в 1959-м и тогда же ставший бестселлером. Ринго сыграл бездомного, уже стареющего хиппи (в книге этого персонажа не было), которого усыновляет некий мультимиллионер, меценат и транжира (его роль исполняет Питер Селлерс). Скучающий богач в тесной компании с найденышем (Р. Старр) занимается лишь тем, что эпатирует буржуа, доказывая: за деньги в западном обществе продаются совесть и любовь, честь и достоинство - буквально все.

Лента в сравнении с романом получилась много ярче, саркастичнее и, пожалуй, актуальнее. Ее однозначно выраженная антикапиталистическая направленность заставила буржуазную критику прохладно отнестись к постановке. Но фильм имел огромный успех. Затем Р. Старр участвовал в лентах "Слепец". "200 мотелей". "Рожденный играть "буги".

Актерские данные Ринго, несмотря на хулу газет, оказались до известной степени выдающимися. Свидетельство тому - две картины: "Вот это будет день" и "Пещерный человек". В первой он блестяще сыграл философствующего пижона, спародировал шикарно-богемную жизнь Голливуда 50-х годов. Вторая - фантасмагорическая кинокомедия на псевдоисторическую тему, где Старр появился в шкуре первобытного человека и создал еще одну пародию, теперь уже на современные американские нравы и обычаи. Но "Пещерный человек"- это и попытка создать фильм-предупреждение: люди могут вернуться в каменный век. если... Вопрос так и остается без ответа: Ричард Старки никогда не был политиком.

Что касается сольных работ в кино Харрисона и Маккартни, то их немного. В 1968-м Джордж принял участие в создании ленты "Стена чудес", написал к ней несколько мелодий. Кроме того, в его активе документальная лента "Концерт для Бангладеш". Пол еще в 1966-м создал музыку к фильму "Семейный путь", а в дальнейшем помогал остальным "Битлз" записывать фонограммы к их картинам, в частности к "Волшебному христианину", Теперь Маккартни решил испытать свои актерские способности: недавно он снялся в ленте "Шлю привет Брод-стрит", сочинил мелодии к ней. Удастся ли ему разделить кинематографическую славу Джона и Ринго - покажет будущее.

Ал. НАЛОЕВ, Журнал "Советский экран"

См. также: История создания фильма "Желтая подводная лодка"

Владимир Зайковский