Главная

Проект Submarine C13

Создание фильма

Создание клипа

Теория - съемка/монтаж

Классика кино

Отечественное кино

Учеба от Автора

Детская косметика, прайс парфюмерия опт.

 

Социальные сети
фейсбук
google
живой журнал
Поделиться

Учебные курсы

Как правильно снимать свадебное видео.

(ознакомительный курс)
___________________________________________________________________________________________

часть 4
Монтаж фильма

В этом выпуске:

  • Монтаж во время съемок
  • Звук и музыка в фильме
  • Музыкальный видеоклип по материалам свадебных съемок
Монтаж во время съемок.

В начале бума видеосьемок монтаж фильма отсутствовал за не имением инструментов монтажа.
На профессиональных студиях он осуществлялся с помощью монтажных магнитофонов.

В эпоху VHS-носителей были магнитофоны с монтажными функциями. Они позволяли чистенько отмечать точки и соединять без технологических погрешностей в виде рассинхронизиции (полосы по экрану).

Речь шла об элементарном, грубом монтаже. А чтобы наложить звук..., это надо было поизголяться.
И как всегда применялся принцип - семь раз отмерь, один раз отрежь.

Поэтому монтаж был многочасовой кропотливой работой. Там присутствовали такие элементы как монтажные прикидки на бумаге, черновики на дешевых монтажных станциях. Чтобы потом, без потерь дорогостоящего времени на сложной технике (всегда занятой) быстро-быстро монтировать.

Эти времена канули в лету. Компьютеры с программами "нелинейного" монтажа, превратили искусство монтажа в достаточно простую (для умеющих) поцедуру.

Свадебное видео обладает своей спецификой. Многие наловчились в трудные времена снимать монтажно, что исключало необходимость в последствии "дробно" монтировать эпизод.
И если сейчас снимают монтажно, то отчасти по той причине, чтобы потом, монтируя многочасовой материал, не возится с правками там, где это может быть решено при съемке.

Если вы понаблюдаете за прямым ТВ эфиром или съемками с концертных площадках, то можно с уверенностью сказать: весь монтаж проходит в реальном времени съемок...
Сидит режисер монтажа перед кучей мониторов и щелкает по клавиатуре, перебрасывая изображение с одной, либо с другой камеры на монтажную кассету (а то и в эфир).
Потому что нефик напрягаться, парится в многочасовых никому не нужных просмотрах. Все быстренько навскидку.... Конечно не без проколов и неудачнных планов. Но ведь поток...
Так работают профессионалы.

На свадьбе подобный стиль и в работе оператора. А так как он снимает одной камерой, значит ему надо попариться, побегать, изображая многокамерную съемку.
Участники "мероприятия" видят только угорело бегающего оператора. На самом деле именно здесь, в этом беге закладывается будущая привлекательность фильма.

Будут ли его смотреть, увлекаясь игрой смен эпизодов, ракусов, крупностей или будут зевать, наблюдая за тупым ленивым развитием событий, снятых с одной точки. Все это зависит от профессионализма оператора, его ответственного отношения к своей профессии.

Компьютерный монтаж изображения.
Я подчеркиваю слово компьютерный, потому что это единственный способ качественного монтажа. Собственно не столько единственного, сколько безальтернативного.
Никакая технология докомпьютерной эпохи не позволяла столь легко и разнообразно обрабатывать видеоизображение.

Переставлять эпизоды и одельные кадры, транформировать, раскрашивать, играться со скоростью. И все это легко, быстро, дешево и с невероятным количеством вариантов.
Мир, что называется, стал клиповым - вокруг все скачет, прыгает, сверкает со всевозможных дисплеев и экранов.

Если свадьба снималась искушенным в "монтажной съемке" человеком, то большинство кадров фильма фактически уже смонтировано.

Специально для "заказчиков" (объяснение)

- монтаж фильма это то, что превращает набор скучных видеокадров в мелодраму, комедию, триллер. То есть привносит в фильм жанровую определенность и превращает его в явление искусства.
В любом ином случае вы наблюдаете жизнь "как она есть", при этом ваш взгляд насильно приковывают к ее избранным (не вами) моментам...

Лучше эту жизнь прожить в реале, а не питаться суррогатами ее под названием "реалити-шоу".

Монтаж это важно. Другое дело, что не все обладают соответствующим умением.

"Профессиональное умение" - это тонкая сфера творческой деятельности. И немаловажная. Именно в результате монтажа получается кино...
...Или ничего не получается.

Поэтому монтаж, необходимо рассматривать как самостоятельную коммерческую величину и оценивать ее отдельно. То есть надо четко разделять:

- есть немонтированный материал,
- и есть КИНО, подразумевая, что это обязательно сложное и оригинально смонтированное произведение кинематографа.

Конечно свадебное видео в массе своей - это монтажные решения на элементарном уровне. Но во многих работах даже этого не наблюдается.

Что делать?
В первую очередь должен быть:

  • удален брак технический (запись на испорченный кусок пленки - брак не частый, но бывает),
  • удалены так называемые "хвосты" (чрезмерно затянутые эпизоды),
  • сбои в операторской работе - толчки, чрезмерное трясущаяся камера,
  • "лишние" кадры - те которые не привносят ничего нового в рассказ о Событии.

Потом осуществляем монтаж, связанный с музыкальным рядом.

Звук и музыка в фильме.
Звук важный элемент фильма. Большинство кадров не стыкуются из-за несовместимости реальных звуков. Переходы между такими кадрами ощущаются ударами в основном из-за звуков, записанных одновременно с видеорядом. Они разваливают логику событий на непонятные куски. Ну как можно совместить смех в кадре одного из гостей и цветочек на столе рядом, но снятый в полной тишине. Необходим "стержень", который бы обьединял такое разноголосье в понятную систему повествования. Для этого и служит специально привнесенная фонограмма. Она может стать объединяющим элементом. Тем, что смикширует звуковые "удары". Поможет объединить разнородные кадры в минисюжет.

Музыка - основной элемент создающий в фильме АТМОФЕРУ. Нельзя относится к музыке как к элементу заполняющему паузы.

Внимательно всматривайтесь в видеоматериал. Ищите пики: необыкновенные взгляды, взмахи руки, повороты тел, головы. Все эти моменты, соединенные с «ударами» в музыке, создают совершенно необычайную атмосферу.

Даже тишина после особо громкого музыкального фрагмента работает не менее сильно.

Представьте только: стремительное действо наполненное движением, ритмом и громкой музыкой заканчивается статикой и музыка уходит…
И статика тогда ощущается как огромная точка, завершение чего-то сильного и значительного.

Советую операторам побольше всматриваться как это делают профессионалы. Во всех сериалах есть музыкальные темы, которые становятся музыкальным символом фильма. Даже не видя экрана, любители сериалов легко угадывают какой фильм начинается.

Внутри этих фильмов всегда несколько музыкальных тем: лирическая, трагическая, комедийная, тема погони. Проследите, как они существуют в полотне фильма, и вы почувствуете, какую огромную роль музыка играет в эмоциональной раскраске его.

И еще, чисто субъективное мое отрицательное отношение к популярной музыке внутри свадебного видео. Я имею ввиду попсовые шлягеры сюиминутно известные в данный исторический отрезок времени. Их имеет смысл вставлять, когда вы хотите привязать историю героев фильма к конкретной эпохе. В любом другом случае, это уже просто пошлость и неумение слышать. Вокруг полно классной и очень разной музыки. И только очень ленивый, берет то, что лежит под руками.

Микшируйте, то есть соединяйте музыку и голоса героев фильма и вы достигнете совершенно нового прочтения эмоций, которыми окрашена речь героя.

Очень аккуратно надо работать с монологами гостей. Уже при съемках, оператор должен придерживаться железного правила – вести съемку говорящего человека до логического завершения если не монолога, то хотя бы фразы. В противном случае вы получите кашу из неудобоваримых фрагментов. Лучше выбросить эпизод целиком, чем оставлять оборванный монолог.

Музыкальный видеоклип по материалам свадебных съемок.
Видеоклип жанр очень популярный как на телевидении, так и в мире музыкального шоу-бизнеса. Выскочив в 1995 году на экраны отечественный телеканалов в программах-клонах МТV, этот жанр через десяток лет превратился в мощную индустрию со своими знаковыми режиссерами и запредельными ценами на производство. И конечно, с демонстрацией самых модных технологических новинок.

Свадебная тема с его насыщенностью музыкально-развлекательной атмосферой, вряд ли пройдет мимо и не попытается освоить столь популярный жанр.

Делать видеоклип внутри „свадебного видео”, то же самое что и осваивать территорию игрового кино через сюжеты "комедии положений". Очень легко сбится на пошлость, слащавость, просто тупой набор штампов.

Автор для себя решил, что производство видеоклипа это отдельная работа и оценивать ее как общее целое „свадебного фильма” нежелательно. Совершенно иной творческий подход, сложный монтаж, невероятное количество спецэфектов и долгая обработка в специальных программах. Походя такую работу не сделаешь.

И еще - сложный визуальный материал. Специальные съемки для клипа не делаются. Пока. С этим надо еще разбираться – через какую историю проводить героев клипа, дабы это соответствовало духу действа по имени „Свадьба”.

Фотографы моделируют ситуации с наработанных шаблонов, «гоняя» молодых по знаковым местам, выстраивая манерные позы на фоне «приличных» мест.

В сельской глубинке вообще обходятся переносным синим задником, разворачивая импровизированный фотосалон возле застолья.

Видеоклип а-ля "Невеста" - очень частро выглядит как гламурная фотосессия (снятая на вырезаемый задник) переложенная "футажами" (новый писк) - ЛЕТАЮЩИМИ "частицами", дымами, облаками, 3D-цветами, звездочками и прочей "красивостью".
Это трудно назвать видеоклипом. Хотя и имеет все признаки жанра - песню, движения, ритм.

Материал для клипа выделить сложно. Тем не менее современная обработка в компьютере позволяет обычную прогулку по городу превратить в элегантный клип.
Но для этого надо уже знать программы посложнее чем монтажный редактор. И соответственно включать фантазию, дабы в соединении музыки и тривиального эпизода увидеть нечто совершенно космическое.

В конце – концов, даже самый круто сваренный клип поп–звезды складывается из элементарных кубиков, создать которые любому под силу.

Дополнительные материалы (как вариант монтажного решения): "Невеста. Городской романс"

___________________________________________________________________________________________

Тема следующей статьи курса : "Фильм на DVD"

Владимир Зайковский

___________________________________________________________________________________________