Главная

Проект Submarine C13

Создание фильма

Создание клипа

Теория - съемка/монтаж

Классика кино

Отечественное кино

Учеба от Автора

купить посудомоечную машину bosch http://my-bosch.com.ua/posudomoechnyie-mashinyi.html

 

 
Хичкок уроки мастерства
 
Хичкок уроки мастерства
Социальные сети
фейсбук
google
живой журнал
Поделиться

 


История кино

Уроки Хичкока. Саспенс. Часть 1

| 1 | 2 | 3 |

"Я твёрдо убеждён, что атмосферу страха в фильме нужно создавать исключительно кинематографическими методами" (Альфред Хичкок)

Хичкок как послесловие к фильму "Птицы"

Саспенс - это...
Слово саспенс - заимствованное из английского языка, в который в свою очередь пришло из латыни (пишется по-английски suspense; читается [sэs'pens]; произнося его по-русски, ударение видимо тоже надо ставить на второй слог). Одно из значений это слова переводится на русский язык так: неизвестность, неопределённость, беспокойство, тревога ожидания, нерешённость, интерес, напряжение.

По определению Франсуа Трюффо саспенс - это "нарастание напряжённого ожидания". Термин применяется преимущественно в кинематографе и обозначает состояние зрителей, возникающее при просмотре особо волнительных сцен фильма. Во время таких сцен (которые можно назвать напряжёнными, саспенсовыми) зрители испытывают максимальное эмоциональное вовлечение в происходящее на экране, они сильно переживают за героев, с волнением и нетерпением ждут развязки событий.

Хичкока называют мастером саспенса (и вообще это слово ассоциируется в первую очередь именно с Хичкоком) - за то, что саспенсовые сцены являются неизменным атрибутом большинства его фильмов, за то, что он создавал их, мастерски используя кинематографические приёмы (монтаж, углы съёмки, крупные планы, необычные ракурсы и проч.).

Трюффо говорил: "Кино, которое делает Хичкок, до такой степени концентрирует внимание публики на экране, что арабские зрители перестают лущить свои орешки, итальянцы забывают закурить сигарету, французы оказываются не в состоянии заигрывать с соседкой, шведы — заниматься любовью между рядами, греки... и т. д.".

Слово саспенс обычно используется в таких словосочетаниях: саспенсовая сцена, фильм с саспенсом, испытать саспенс и т.п.

Анатомия саспенса
Сам Хичкок часто объяснял, что такое саспенс, сравнивая его с шоком, неожиданностью. Вот самый частый пример сцены с шоком, который он приводил: "Представьте, что мы с Вами вот так мило беседуем. А под столом, за которым мы сидим, пристроена бомба. Все тихо-мирно, и вдруг бац! — взрыв! Публика поражена, но перед этим идёт совершенно нейтральная сцена". И пример, как можно снять эту сцену с саспенсом: "Бомба опять под столом, но теперь публика об этом знает. Может быть, она видела своими глазами, как её пристроил туда какой-нибудь анархист. Ей известно, что бомба взорвётся в час дня, и на экране появляются часы. Видно, что они показывают без четверти час. В этих обстоятельствах самый невинный разговор становится многозначным, потому что зрители включают известную им информацию в оценку происходящего. Они следят за событиями на экране, и из души каждого рвётся крик: "Хватит трепаться о пустяках! Сейчас бабахнет!"

В первом случае мы предоставили публике возможность 15 секунд поудивляться в момент взрыва. Во втором мы обеспечили ей 15 минут саспенса.

Этот пример с бомбой был реализован Хичкоком в фильме Саботаж. Там мальчик перевозил в автобусе свёрток, в котором была бомба, о чём он не знал. Ему дали задание доставить этот свёрток к 13.30 в назначенное место, бомба должна была взорваться в 13.45 и парень не должен был пострадать.
Но т.к. он не знал, почему так важно доставить посылку вовремя, то особо и не торопился. Нам показывают комичные ситуации (как он "попал в лапы" к уличному торговцу, который стал на нём рекламировать толпе свой товар), которые только обостряют напряжение. Зрителю ведь было хорошо известно, что бомба взорвётся в 13.45, т.к. на протяжении фильма его внимание не раз акцентировалось на времени взрыва.
Поэтому он всё время думает: "Успеет, не успеет вовремя?! Ну чего он медлит?" В результате мальчишка садится в автобус, едет и то и дело поглядывает в окно на уличные часы.
И каждый раз, когда он бросает на них взгляд, мы видим, что стрелка неумолимо приближается к назначенной минуте. И вот 13.45 - взрыва нет, затем вновь крупным планом показывают часы, на которых минутная стрелка соскакивает на следующее деление... 13.46 - и происходит взрыв!

Этот пример с погибшим мальчиком - из раннего фильма Хичкока, в котором чувство меры ему, надо признаться, изменило.
"Персонаж, который, сам того не зная, везёт бомбу должен был усиливать саспенс. Мальчик был привлечён потому, что мог внушить публике особую симпатию, но когда бомба взорвалась и он погиб, публика нам этого не простила", - говорил позже Хичкок.

А вот пример саспенса, достигаемого не с помощью бомбы, а обычной женской туфли.
В фильме Марни есть сцена, когда главная героиня (Марни), обокрав сейф, должна незаметно пробраться мимо уборщицы, моющей полы в коридоре. Уборщица её не видит, Марни сняла туфли, чтобы передвигаться тихо, всё идёт хорошо. Но тут зритель замечает, что туфли, находящиеся у неё под мышкой, вот-вот упадут на пол. Хичкок в этом эпизоде показывает нам крадущуюся Марни, ничего не подозревающую уборщицу и даёт крупные планы туфель, которые всё больше и больше выдвигаются из-под мышек.
Зритель в панике (по крайней мере на это рассчитан эпизод) - упадут всё же туфли или нет, если упадут, что будет - уборщица обернётся на грохот и увидит Марни?!

Саспенс разрешается тем, что туфли всё-таки падают, но уборщица даже не шолохнулась - она оказалась глухой...

Таким образом, первый и главный принцип создания саспенса заключается в том, чтобы чётко показать зрителю, что нехорошего может в скором времени произойти, и помучить его, оттягивая разрешение ситуации, показывая, что исход её неоднозначен, заставляя тем самым зрителя волноваться, задавая себе вопрос: "Случится - не случится? Как герою правильно поступить в данной ситуации? Что поможет ему избежать плохого исхода?"

О другом принципе создания саспенса Хичкок говорил следующее: "Для саспенса, как правило, необходимо, чтобы публика была хорошо осведомлена обо всех происходящих на экране событиях. По моему разумению, тайна редко обеспечивает саспенс. В классическом детективе, например, саспенса нет, там всего лишь загадка для ума. Детектив вызвает любопытство, лишённое эмоциональной окраски, а саспенс без эмоции немыслим. ... Публику следует по мере возможностей наиболее полно информировать. Зная, чего ему следует ждать, зритель невольно подготавливает себя к восприятию, что очень существенно для создания саспенсов".

Использование приёма донесения до зрителя максимально подробной информации о происходящем хорошо заметно в фильме "Человек, который слишком много знал" (1956).

Самый напряжённый момент фильма - ожидание покушения на посла, которое должно произойти на симфоническом концерте. Выстрел должен прозвучать в тот момент, когда музыкант из оркестра ударит в тарелки. Перед этим злоумышленники репетировали покушение под граммофонную запись той кантаты, которая будет исполняться в концертном зале. По поводу сцены покушения Хичкок говорил: "Всё было рассчитано так, чтобы вовлечь публику в действие. В зрительном зале наверняка сидят и те, кто знать не знает, что такое эти самые тарелки, поэтому мы показали не только сам предмет, но и его написание. Важно было, чтобы зритель не только в нужный момент узнал этот звук, но держал его в голове, ожидая услышать. ...

Чтобы однозначно направить внимание зрителя, кантата, вернее, нужный нам фрагмент, проигрывается дважды. Ведь саспенс нередко ослабляется за счёт того, что сюжет недостаточно понятен публике".

Где же саспенс?
Итак, в каждом типичном фильме Хичкока присутствует одна или несколько саспенсовых сцен - они описаны и разобраны в посвящённых кинематографу книгах, статьях, на интернет-форумах. Но ведь может получиться так, что зритель смотрит фильм, ждёт расхваленную сцену и, дождавшись её, с сожалением понимает, что никакого саспенса он не испытал. Что же делать?

Разочаровываться в истинности своего киноманства или в самом Хичкоке?.
На самом деле всё просто.

Во-первых, нужно помнить, что саспенс - это определённое эмоциональное состояние. И флегматичным людям испытать, прочувствовать его может быть довольно трудно. Вполне может быть так, что искушённый зритель-флегматик умом понимает, что идёт саспенсовая сцена, но не ощущает обещанного ему волнения, напряжения, чрезмерных переживаний за героев или желания подпрыгивать на своём месте и что-то выкрикивать.

Во-вторых, современный зритель (хоть флегматик, хоть холерик) часто избалован довольно откровенными сценами из современных триллеров, фильмов ужасов (с "расчленёнкой", обилием на экране крови, оружия, маньяков, пришельцев и проч.) и поэтому на фоне виденного им "пугающая, шокирующая" (как часто называют её всякие критики) сцена в душе (из фильма "Психо"), к примеру, может не произвести на него большого впечатления.

К тому же многие сцены из фильмов Хичкока стали позже заимствоваться другими режиссёрами, и, увидев знакомую сцену в хичкоковском фильме, не нужно думать:
"И что здесь гениального? Я такое видел уже неоднократно", - а нужно помнить, что "виденное" в этом случае наверняка было скопировано с Хичкока, ведь он был родоначальником многих кинематографических приёмов, которые используются в современном кино.

В-третьих, нужно помнить об эффекте кинотеатра (сейчас уже трудно представить, что фильмы Хичкока когда-то были в широком прокате и на них ходили не киноманы, а обычные, рядовые зрители) - впечатлений от просмотра фильма на большом экране, думается, было бы больше, чем от домашнего просмотра на DVD.

Поэтому мой совет: не злоупотребляйте чтением рецензий перед просмотром фильма Хичкока, не ожидайте от него слишком многого, смотрите его несколько раз подряд, забудьте о пиве и друзьях-любителях боевиков, вспомните о том, какого года фильм! И тогда его просмотр обязательно доставит вам истинное удовольствие!

| 1 | 2 | 3 |