Главная

Проект Submarine C13

Создание фильма

Создание клипа

Теория - съемка/монтаж

Классика кино

Отечественное кино

Учеба от Автора

 

 
Фильмы Альфреда Хичкока
 
Фильмы Альфреда Хичкока
Социальные сети
фейсбук
google
живой журнал
Поделиться

 


История кино

Уроки Хичкока. Саспенс. Часть 2

| 1 | 2 | 3 |

"Я твёрдо убеждён, что атмосферу страха в фильме нужно создавать исключительно кинематографическими методами" (Альфред Хичкок)

Хичкок как послесловие к фильму "Птицы"

Продолжение...

Стиль Хичкока: что ещё, кроме саспенса?
Помимо описанного выше саспенса, основными составляющими хичкоковского стиля являются неизменная кинематографичность и ироничность его фильмов. Также характерны для его фильмов определённые сюжетные стереотипы.

Кинематографичность
На первый взгляд кажется, что можно говорить о кинематографичности какой-нибудь компьютерной игры, рекламного ролика или, к примеру, домашних видеосъёмок - т.е. того, что, не являясь кино, обладает в данном случае определёнными качествами кинофильма. А кинофильм вроде как на то и кинофильм, чтобы быть кинематографичным "по определению".

На самом деле многие фильмы не заслуживают этого определения, т.к. лишены главного свойства настоящего Кино - активного и умелого использования киноязыка.

Если на камеру, стоящую меж зрительских кресел, снять спектакль, он не превратится в кино. Также не будет являться полноценным фильмом то, что снято "по-театральному" - т.е. общим планом, на неподвижную камеру (так, как снималось бы то, что происходит на театральной сцене).

По этому поводу Хичкок говорил: "Во множестве выпускаемых фильмов очень мало кино: они по большой части представляют то, что я называю фотографии разговаривающих людей".

Кино (настоящее) - это не то, что снято на киноплёнку, это то, что снято с использованием киноязыка, к которому относятся: активное использование планов разной крупности (особенно крупного плана) и разной длительности, параллельный, дробный и другие виды монтажа, панорамные съёмки и съёмки с движения, различные ракурсы съёмки и проч.

Но при этом все эти технические ухищрения должны быть оправданными, т.е. служить лишь одной цели - раскрыть сюжет фильма, акцентировать на чём-то внимание зрителя, подчеркунть что-то и т.д.

В хорошо снятом, кинематографичном фильме не должно быть вычурных, "нереальных" кадров, например, главного героя, снятого из холодильника (приём, широко использующийся в современном голливудском кино). По всем этим причинам в кинематографичном фильме работа камеры практически незаметна для неискушённого зрителя, несмотря на применение при съёмках особых, зачастую технически сложных приёмов.

Знаменитая сцена в душе из фильма "Психо" длится на экране меньше минуты, но имеет почти сотню монтажных стыков. Можно было бы её снять одним общим планом или обойтись несколькими монтажными склейками, но более кинематографично - то, как её снял Хичкок (с чередованием крупных планов ножа и рук убийцы, лица жертвы, стекающей в сливное отверствие крови, струи душа и т.п.).

Корни киноязыка уходят в эпоху немого кино.
Тогда мастерство режиссёра определялось умением снимать так, чтобы передать сюжет, обойдясь при этом минимальным количеством титров. Особенно отличались таким талантом немецкие кинематографисты.

Так например, "Последний смех" (реж. - Мурнау) - единственный фильм, обошедшийся практически без титров. Хичкок начинал свою карьеру ещё во времена немого кино и, в частности, имел возможность наблюдать за процессом создания фильма "Последний смех" - как раз в то время он работал в Германии на студии, где проходили съёмки.

С первых своих фильмов Хичкок уже проявил способности передавать все тонкости сюжета с помощью чисто кинематографических приемов.
Например, в фильме "Жилец" есть такая сцена. Хозяйка дома обращает внимание, что её новый постоялец нервно ходит по своей комнате на втором этаже, чем вызывает её подозрение.

Хичкок снимает хозяйку, смотрящую куда-то наверх. Затем показывает нам висящую на потолке люстру, раскачивающуюся из стороны в сторону. Затем вставляет кадр, в котором потолок сделан из стекла и сквозь него видно расхаживающего из стороны в сторону жильца. С помощью такого изобретательного приёма зритель видит то, что представляет себе героиня фильма.

С появлением звукового кино достижения немого кинематографа были поставлены под угрозу. Хичкок говорил: "Немое кино - самая чистая форма кинематографа. ...Рассказывая историю на экране, к диалогу следует прибегать только тогда, когда без него не обойтись. Я всегда пытаюсь сначала представить истории средствами кино, через последовательность кадров, монтаж".

Первый звуковой фильм Хичкока ("Шантаж") был снят вначале как немой фильм. Затем, после закупки оборудования в Америке, некоторые сцены были пересняты со звуком. И здесь Хичкок нашёл интересный приём использования звука - так для женщины, случайно убившей человека ножом, за завтраком слышно только одно слово из разговора за столом - "нож"...

Фильмы Хичкока очень кинематографичны - это проявляется и в том, как сняты самые казалось бы банальные эпизоды, и в том, что во многих фильмах он создаёт запоминающиеся сцены, снятые с разными техническими ухищрениями и получившие каждая своё "название" - например, наезд камеры на ключ в руке главной героини ("Дурная слава"), обратная съёмка с движения ("Исступление"), зум с откатом камеры ("Головокружение") и др.

Ирония
Саспенс не мыслим без иронии - это слова Хичкока.
Действительно, саспенс - это один из способов сделать фильм интересным для зрителей, развлечь их. А другие способы создать развлекательный фильм - это и неправдоподобность, абсурдность сюжета, о чём речь пойдёт ниже, и та самая ирония, которая лишний раз подчёркивает, что это всего лишь кино!

Хичкок говорил: "Некоторые фильмы представляют собой кусок жизни. Моё кино - кусок пирога". Он имел в виду, что серьёзные, "жизненные", слишком правдоподбные фильмы скучны и по сути мало чем отличаются от повседневной жизни зрителей, а потому мало им интересны.
Его же картины, наполненные действием, саспенсом, разными несуразностями и прочим доставляют удовольствие при просмотре именно своей несхожестью с реальной жизнью.

Очевидно, ирония и юмор - это необходимые ингредиенты того самого хичкоковского "пирога", делающие его более вкусным и легко усвояемым для зрителей.

В чём же проявляется ироничность и юмор хичкоковских фильмов?
Герои этих фильмов обычно не демонстрируют столь характерного, например, для современных голливудских боевиков пафосно-серьёзного выражения лица, каким бы важным делом они не были заняты, и сохраняют в самых отчаянных ситуациях остроумие и невозмутимый, слегка насмешливый вид.

Во многих фильмах (даже в фильмах про маньяков!) Хичкока присутствует комичная сюжетная линия (инспектор Оксофрд и его жена в "Исступлении", графиня Кушинская в "Разорванном занавесе", парочка англичан в "Леди исчезает" и др.) либо несколько эпизодов, вызывающих улыбку у зрителей (например, чешущий загипсованную ногу фотограф в фильме "Окно во двор").

Сюжетные особенности
Для фильмов Хичкока характерны следующие особенности сюжета:

  • шпионская история в основе
  • использование МакГаффина
  • главный герой - "не тот" человек
  • главные герои - одинокие мужчина и женщина, которых соединяет судьба благодаря истории, о которой рассказывается в фильме
  • абсурдность, неправдоподобность многих сцен
  • наличие "ключевых" сцен
  • часто присутствует сюжетная линия сын-мать

Рассмотрим эти особенности подробнее.
У Хичкока много шпионских фильмов:

  • "Человек, который слишком много знал" (включая римейк),
  • "39 ступеней",
  • "Секретный агент",
  • "Саботаж",
  • "Леди исчезает",
  • "Иностранный корреспондент",
  • "Саботажник",
  • "Дурная слава",
  • "На север через северо-запад",
  • "Разорванный занавес",
  • "Топаз".

Получается почти четверть всей фильмографии. С фильма "Человек, который слишком много знал", можно сказать, и начался окончательно и бесповоротно "настоящий" Хичкок (т.е. со всеми особенностями своих картин, которые мы здесь разбираем.

Снятые ранее "хичкоковские" "Жилец" и "Шантаж" были в соответствующем ряду фильмов скорее исключением, чем правилом). Начиная с этой картины, практически все поздние английские фильмы Хичкока были про шпионов. На сам же фильм "Человек, который слишком много знал" Хичкок спустя 20 лет (будучи уже опытным американским режиссёром) сделал римейк. Правда многие, в том числе и я, считают оригинал интереснее.

Фильм "На север через северо-запад" критики считают квинтэссенцией хичкоковского стиля и идейным предшественником фильмов о Джеймсе Бонде.
Политические триллеры "Разорванный занавес" и "Топаз" затрагивают тематику холодной войны ("Топаз" даже начинается со сцены военного парада на Красной площади) и во многом благодаря им Хичкок стал получать нелестные оценки от советских критиков.

Почему Хичкок снимал много фильмов про шпионов?
Наверное потому, что шпионские истории при экранизации легко превратить в развлекательное кино с саспенсом - то, которое стремился снимать Хичкок. Жизнь шпиона скрыта от глаз абсолютного большинства зрителей, открывается им только на экране и оказывается насыщенной захватывающими приключениями, смертельными опасностями, государственными тайнами, геройскими поступками. Она интересна и окружена романтическим ореолом, в отличие от реальной жизни большинства зрителей - потому-то они и смотрят с удовольствием такие фильмы.

Термином МакГаффин обозначают некую очень важную для героев фильма цель (чаще это получение какой-то информации), которую они стремятся во что бы то ни стало достичь, на чём и строится весь сюжет. При этом содержание этой цели для сюжета большой роли не играет и подробно создатели фильма в неё зрителя не посвящают.

Таким образом, это лишь повод для показа на экране определенных событий. Это слово в данном значении впервые использовал Ангус МакФейл (был редактором сценариев в компании Gaumont-British), который принимал участие в написании сценария к фильму Хичкока "Человек, который слишком много знал" (1934). Он утверждал, что МакГаффин - имя из одного шотландского анекдота
(В поезде едут два человека. Один спрашивает: "Что это там на багажной полке?" Второй отвечает: "О, да это МакГаффин". - "А что такое МакГаффин?" - "Ну как же, это приспособлаение для ловли львов в горной Шотландии" - "Да, но ведь в горной Шотландии не водятся львы". - "Ну, значит, и МакГаффина никакого нет!")
В широкое обращение это слово ввёл именно Хичкок.

И сценариии многих его фильмов (и большинства шпионских картин) строятся с ипользованием МакГаффина. Классический пример - фильм "Иностранный корреспондент".
Главному герою нужно узнать содержание одного тайного пункта в голландско-бельгийском договоре. Все приключения главного персонажа (т.е. фактически весь фильм) связаны с достижением им этой цели.

Но что это за договор, зачем он нужен, что там за секретный пункт - в эти "ненужные мелочи" зрителя не посвящают - ведь это всего лишь МакГаффин, повод для событий, разворачивающихся на экране, и сам по себе зрителю фильма с саспенсом по идее не должен быть интересен.

Примеры МакГаффинов из других шпионских фильмов Хичкока:
мотивы убийства посла ("Человек, который слишком много знал"),
информация о техническом усовершенствовании двигателя ("39 ступеней"),
тайное донесение правительству, зашифрованное в виде мелодии ("Леди исчезает"),
содержание микрофильмов ("На север через северо-запад"),
секретная физическая формула ("Разорванный занавес").

Сюжет многих фильмов Хичкока закручивается после того, как главного героя принимают не за того человека. Его ошибочно обвиняют в том, чего он не совершал - и весь фильм строится на преследовании (со стороны полиции или, к примеру, шпионов) невиновного человека и его стремлении доказать свою невиновность, что в конце концов ему и удаётся.

Обычно это ошибочное обвинение возникает из-за чистой случайности - просто главный герой оказывается в определённое время в опеределённом месте и его путают с другим человеком.

Классические примеры таких фильмов:
"Не тот человек" (главного героя приняли за грабителя и посадили в тюрьму),
"Молодая и невинная", "Незнакомцы в поезде" (обвинение в убийстве жены),
"Я исповедуюсь", "Поймать вора", "На север через северо-запад" (главного героя приняли за шпиона),
"Саботажник", "Исступление" (главного героя приняли за маньяка).

Хичкок считал, что зрителю легче отождествить себя с невиновным, несправедливо преследуемым главным героем, чем с преступником, а зрительская идентификация необходима для создания саспенса.

Тема эта была любима Хичкоком отчасти по личным мотивам - он часто повторял, что страх несправедливого наказания появился у него в детстве, когда однажды полицейский запер его в камере в участке. Он сделал это по просьбе отца Хичкока, своего друга, который хотел таким образом наказать пятилетнего сына за какую-то провинность. Но дело в том, что полицейский запер маленького Альфреда в камеру совершенно неожиданно для него, без всяких объяснений - Хичкок не понимал, почему с ним так поступают!

В будущем страх наказания постоянно подпитывался в душе Хичкока во время учёбы в иезуитском колледже. Поэтому можно сказать, что личный опыт помогал Хичкоку выбирать и создавать такие сюжеты для своих фильмов, которые, по его выражению, "попадали точно в цель" - т.е. трогали и волновали зрителей.

Далее...

| 1 | 2 | 3 |