Главная

Проект Submarine C13

Создание фильма

Создание клипа

Теория - съемка/монтаж

Классика кино

Отечественное кино

Учеба от Автора

 

 
Фильмы Альфреда Хичкока
 
Фильмы Альфреда Хичкока
Социальные сети
фейсбук
google
живой журнал
Поделиться

 


История кино

Уроки Хичкока. Саспенс. Часть 3

| 1 | 2 | 3 |

"Я твёрдо убеждён, что атмосферу страха в фильме нужно создавать исключительно кинематографическими методами" (Альфред Хичкок)

Альфред Хичкок

Продолжение...

Главные герои
многих фильмов Хичкока - одинокие мужчина и женщина, которые случайно знакомятся в начале фильма. Причём их знакомство тесно связано с той историей, о которой повествует фильм.

(Например, в фильме "39 ступеней" главный герой, прячась в поезде от полицейских, забегает в купе с одиноко сидящей молодой женщиной и насильно обнимает и целует её. Полиция решает не беспокоить проверкой "влюблённую" пару.)

В дальнейшем герои вынуждены вместе пережить все приключения и в конце фильма они понимают, что влюбились друг в друга, и решают остаться вместе. Можно пофилософствовать и утвердиться во мнении, что любовь, как и жизненные испытания, в фильмах Хичкока преподносится как чистая случайность, подарок судьбы.

Т.е. жизнь человека целиком завсисит от случайностей окружающего (часто несправедливого) мира. Познакомились и полюбили друг друга главные герои в следующих фильмах Хичкока:
" Молодая и невинная",
"Леди исчезает",
"Поймать вора",
"На север через северо-запад",
"Птицы".

Существует такое выражение - хичкоковские актёры.
Обычно к ним причисляют актёров Кэри Гранта (снялся у Хичкока в фильмах "Подозрение", "Дурная слава", "Поймать вора", "На север через северо-запад"),
Джеймса Стюарта ("Верёвка", "Окно во двор", "Человек, который слишком много знал", Головокружение) и актрис Ингрид Бергман (Завороженный, Дурная слава, Под знаком Козерога),
Грейс Келли ("Для убийства набирайте М", "Окно во двор", "Поймать вора").
Это были любимчики Хичкока.

Никто не снялся у него в главной роли в таком количестве фильмов, как они
(названные актёры - каждый в 4х фильмах, актрисы - в 3х).

Внешность, типаж этих актёров тоже можно назвать хичкоковскими: элегантные красавчики-мужчины, всегда в аккуратных костюмах и с аккуратными причёсками несмотря на ситуации, в которые они попадают.
Неотразимые и элегантные женщины, голливудские красавицы в модных шикарных нарядах.

Хичкок почти всегда делал главными героями своих фильмов людей с такой "гламурной" внешностью. Что касается актрис - то он явно предпочитал блондинок и снимал в главных ролях преимущественно их. Сложилось даже словосочетание "хичкоковская блондинка". Ими были (помимо названных Грейс Келли и Ингрид Бергман): Типпи Хедрен (мать Мелани Гриффит), Ева Мария Сейнт, Ким Новак, Вера Майлз, Марлен Дитрих, Джанет Ли (мать Джейми Ли Кёртис). Однако в своих последних фильмах, видимо под влиянием времени, Хичкок отказался от картинных красавиц и красавцев и главные герои в "Исступлении" и, особенно, в "Семейном заговоре" - обычные по внешности мужчины и женщины, "с соседнего двора" так сказать.

В фильме "На север через северо-запад" есть известная сцена на кукурузном поле - когда главный герой убегает от атакующего его самолёта. Эта сцена может несколько смутить "неподготовленного" зрителя - где это видано, чтобы покушение совершалось таким образом: маленький самолёт начинает пикировать на человека.

Именно по поводу этой сцены Хичкок сказал: "Абсурд - моё кредо".
В ответ на замечания в неправдоподобности сюжетов Хичкок отвечал: "Зритель замечает несуразности много позже, обсуждая фильм с женой за вечерним чаем. А к тому времени он уже заплатил деньги за билет".

Хичкок всегда сознательно жертвовал правдоподобием в пользу эмоциональности и интересности фильма. Он говорил: "Некоторые фильмы представляют собой кусок жизни. Моё кино - кусок пирога. ... Требовать от рассказчика, чтобы он строго придерживался фактов, столь же смешно, как настаивать на том, чтобы живописец сохранял верность натуре. Во что в конечом итоге выльется такая живопись? - В цветную фотографию. ... Я не собираюсь снимать "куски жизни", удовольствие такого рода люди могут получать дома, на улице да и у любого кинотеатра. Зачем же за это деньги платить? Но я избегаю и безудержной фантазии, потому что зрители должны иметь возможность отождествить себя с персонажами. Создать фильм - это прежде всего рассказать историю. История может быть сколь угодно невероятной, но никак не банальной. Она должна быть драматичной и человечной. А что такое драма, если не сама жизнь, освобождённая от наиболее скучных подробностей?"

Ещё в тридцатые годы Хичкок писал (перевод с англ.: Дмитрий Губаревский): "Реализм на экране невозможен. Настоящая жизнь выглядела бы уныло, за исключением её крайних сторон, таких как преступления. Реализм, правдиво представленный на экране, нереален, ибо в умах кино- и театральной аудитории есть то, что я назвал бы "привычкой к драме". Эта привычка заставляет зрителей отдавать предпочтение сюжетам, которые выпадают из их собственного опыта реальной жизни".

В той или иной степени неправдоподобен сюжет кажого фильма Хичкока - тут трудно привести примеры. Случай с атакующим самолётом просто самый показательный. Запомните: смотреть фильмы Хичкока и критиковать их за неправдоподобие, абсурдность сюжета - значит просто не понимать стиль режиссёра!

В некоторых фильмах Хичкока присутствуют сцены, которые можно назвать ключевыми. Примером являются сцена в душе (из фильма "Психо"), на кукурузном поле ("На север через северо-запад"), в грузовике с картошкой ("Исступление"), на колокольне ("Головокружение"), в Альберт-холле ("Человек, который слишком много знал").

Эти сцены выделяются на фоне других своей "концентрированностью" - в несколько минут экранного времени укладываются: как правило переломное событие фильма (например, гибель главной героини в перечисленных сценах из фильмов "Психо" и "Головокружение" - таким образом, даже чисто сюжетно эти сцены являются узловыми, центральными в фильме);
создание шока или саспенса (шоковой является сцена в душе, классический же пример саспенсовой сцены - покушение на посла на симфоническом концерте в Альберт-холле);
сложные съёмки, режиссёрское воображение и мастерство (45-секундная сцена в душе снималась неделю из-за большого количества различных точек съёмки и дублей, один из кадров сцены на колокольне снят с помощью "трансфокаторного наезда на макет");
наконец, получение зрителями визуального удовольствия от происходящего на экране (незабываемой можно назвать сцену в грузовике с картошкой) :-)

Свой личный опыт, который Хичкок часто переносил на экран, - это отношения главного героя со своей матерью. Сам Хичкок был очень послушным ребёнком, сильно привязанным к матери. Даже в подростковом возрасте он ежедневно соблюдал ритуал - вечером заходил к матери в комнату и подробно ей рассказывал обо всём, что произошло с ним за день. В его фильмах часто главные герои-мужчины неженаты, но имеют близкую духовную связь с матерью - это и маньяки из "Психо" и "Исступления", психопат Бруно из "Незнакомцев в поезде", главные герои фильмов "Дурная слава", "Птицы", "На север через северо-запад".

В каком жанре снимал Хичкок?
В России насчёт Хичкока существует устойчивое заблуждение: многие люди, не знакомые близко с киноклассикой и практически ничего не видевшие из фильмов Хичкока, но слышавшие его имя, считают, что он снимал фильмы ужасов или даже был родоначальников этого жанра. Это мнение зародилось в советские времена, когда фильмы Хичкока (как и многие другие зарубежные фильмы) мало кто видел, а представление о них формировалось на основании статей критиков в печати.

Советские критики считали Хичкока представителем буржуазной массовой культуры, а после выхода его политических триллеров "Разорванный занавес" и "Топаз" и вовсе объявили его антисоветчиком и стали писать о нём только в негативном свете. Невозможность непосредственно познакомиться с творчеством Хичкока и неизменная критика в его адрес, видимо, и сформировали в сознании широких слоёв населения образ режиссёра, снимающего страшные, малопривлекательные фильмы ужасов.

Сейчас можно посмотреть практически все фильмы Хичкока и самому составить мнение об их жанровой принадлежности. Большинство творений Хичкока следует отнести к жанру триллера - т.е. к "остросюжетным" фильмам, вызывающим у зрителя сильное волнение и переживание. Для неискушённого зрителя следует подчеркнуть, что триллер - очень широкое понятие, это не обязательно фильм про зверские убийства, маньяков и т.п. В первоначальном и общем своём понимании это фильм с большим количеством переживательных моментов.

Что интересно, сам Хичкок в ранний период своего творчества (1930е гг.) называл свои фильмы мелодрамами. Под ними он понимал фильмы, основанные на ряде чувственных, волнующих эпизодов и на упрощённой, схематичной (по сравнению с драмой; термины драма и мелодрама пришли в кино конечно же из театра) истории, т.е. на том, что позволяет делать именно развлекательное кино.

С чего начать?
Для тех, кто ничего не видел из Хичкока и хочет начать знакомиться с творчеством этого режиссёра с такого фильма, который бы в наибольшей степени раскрыл хичкоковский стиль, можем порекомендовать следующие картины: из более раннего и чёрно-белого - "Леди исчезает", "Незнакомцы в поезде"; из позднего и цветного - "На север через северо-запад", "Разорванный занавес".

| 1 | 2 | 3 |