Главная

Создание фильма

Создание клипа

Теория - съемка/монтаж

Классика кино

Отечественное кино

Учеба от Автора

 


Съемка/монтаж. Теория

Клиповый монтаж - определения и понятия

Клиповый монтаж - как нарушение всех правил монтажа
(соединяем несоединимое)

Клиповый монтаж как термин в среде кинематографистов до сих пор не определился со своим местом.
Попробуем разобраться, что под этим понимается.

Определение 1.
клиповый монтаж есть аттракционная форма экранного произведения катектического типа, так как основан на нарушении правил комфортного соединения кадров (десять принципов монтажа, принятых современными режиссерами), позволяющих сделать межкадровый стык незаметным для зрителя и сосредоточиться на содержании произведения.

Определение 2.
Клиповый» стиль монтажа
, отличающийся «клочковатостью изложения», определяется некомфортной «клиповой» склейкой, т.е. склейкой, сделанной в нарушение десяти правил комфортного соединения кадров. «Проглатывая» отдельные фазы непрерывного движения, оставляя за кадром логику смены темпо-ритма и центра композиции, клиповый монтаж собирает «нарезку» самых значимых, эффектных поз и жестов персонажей, исключая логические переходы не только от одного действия к другому, но и осуществляя мгновенные «перелеты» из одной реальности (места действия) во вторую, третью и т.д. реальности.

Для современной эстетики представляется важным понимание термина «катексис», который может быть соотнесен с термином классической эстетики «катарсис», как первоначальная эмоциональная «нагрузка», «зарядка» и конечное «очищение», «разрядка»;

Термин «катексис» пришел в искусствоведческую научную мысль из области психоанализа и непосредственно связывается с воздействием произведения искусства на эмоциональную сферу человека.
А.М. Орлов, рассматривая психоаналитическое понятие «катексиса» в искусствоведческом контексте, соотносит его с таким важным для эстетики понятием, как «катарсис». Определяя важность катарсиса для произведения искусства, исследователь близок к идеям А.Ф. Лосева относительно очищающего воздействия греческой трагедии. Анализируя структуру эстетической реакции, А.М. Орлов отмечает, что большинство современных экранных продуктов, среди которых реклама, музыкальные видеоклипы, компьютерные игры, некоторые мультфильмы, телевизионные программы, обладают именно катектическими воздействием и работают, как энергетические излучатели. Они «накачивают» человека информацией, образами, идеями, психемами, не оставляя места для катартической разрядки или не преследуют этой цели.

Экранные произведения, сделанные в эстетике катексиса, А.М. Орлов называет такие «фильмы-катекторы». В них современный художник требует от зрителя обязательной финальной реакции, а не очищения и чистоты. Фильмы-катекторы, отмечает Орлов, «по сути дела непрерывно насилует зрителя, не оставляя никакой альтернативы. Они предлагают, вкачивают, заряжают, но не освобождают»

Концентрация энергии возникает на экране в так называемых очагах или «узловых точках максимальной аттрактивности», т.е. эмоциональной привлекательности, что очень близко по смыслу «аттракционным точкам» в теории А.И. Липкова. Такими точками максимальной аттрактивности или аттракционными точками, оказывающими мощное энергетическое воздействие на психику зрителя, прежде всего, выступают межкадровые склейки в так называемом клиповом монтаже.

Как известно, все виды стыков рядом стоящих кадров по условиям психофизиологических особенностей восприятия движущегося изображения могут быть разделены на две группы. Если первый вид стыка кадров, подчиняясь требованиям комфортности восприятия зрителем перехода с кадра на кадр, преследует цель сделать этот переход логически точным и малозаметным для зрителя, то второй - наоборот, подчеркивая только авторскую логику, строится на контрасте, на резком внешнем отличии одного кадра от другого с тем, чтобы зритель резко ощутил и воспринял несовпадение кадров.

Так, клиповая склейка является точкой максимальной аттрактивности видеоизображения и при восприятии создает эффект «удара по глазам». А.М. Орлов подчеркивает, что при просмотре экранного продукта, смонтированного в клиповой манере, зритель помещается в ситуацию «спарринга с видеорядом». Любая мысль по поводу увиденного, т.е. осознанное восприятие является той «задержкой», которая приводит к «пропуску удара» со стороны изображения и сокрушительному поражению зрителя. Межкадровая склейка в клиповом монтаже создает тот аттрактивный эффект, который мы вправе назвать аттракционом формы экранного произведения и отнести к эстетике катексиса.

РЕЗЮМЕ:

  • Клипмейкер вправе определить свой стиль монтажа как КЛИПОВЫЙ.
  • Соизмерив стиль своих фильмов с тем, что написано, выше могу констатировать: большинство фильмов, клипов снятых Клипмейкером за последние 20 лет вполне укладываются в эти определения.
  • В большей мере это потому, что Клипмейкер сосредоточен на создании фильмов "короткой формы".
  • То есть, фильмов длительностью до 10 минут. Чтобы что-то сказать зрителю в такой короткой форме, нужны нетривиальные подходы.

Вот поэтому лучшая форма такого рассказа - клиповый монтаж.

Владимир Зайковский